Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930

Наши новости

Башкирская филармония открывает новый сезон Новый сезон в Большом зале начнётся в формате музыкального ринга «МузРингШоу» (МоңRingШоу) под назва.....
Солист филармонии стал лауреатом Международного конкурса Дамир Таипов – лауреат конкурса имени Наримана Сабитова.....
Филармония представляет новые эстрадные коллективы Новое дыхание и новое звучание эстрады!.....
Внимание! Не пропустите! "МузRingШоу" Открытие 79-го концертного сезона в Большом зале "ЗА ЖИЗНЬ НА СЦЕНЕ" пройдёт в формате музыкального .....
Поздравляем с победой! Кураист Башкирской филармонии Ильнур Хайруллин стал обладателем Гран-при Регионального фестиваля ба.....
В Башкирской филармонии выступит Нидерландский секстет «Hexagon» 25 ноября секстет «Hexagon» снова выступит в филармонии. В программе концерта - Н.А. Римский-Корсако.....
Виктория Симонова: «Хорошая музыка повышает качество нашей жизни» Интервью с лектором-музыковедом Викторией Симоновой.....
С днём профсоюзного работника Республики Башкортостан! Поздравляем всех членов профсоюзов своих организаций! И надеемся на пополнение рядов профессиональны.....
В декабре стартует "АМАНАТ"-2 II Республиканский конкурс исполнителей на башкирских народных инструментах «АМАНАТ» (думбыра, кыл-.....
Всероссийский Виртуальный зал приглашает В Башкирской филармонии состоится трансляция московского концерта звёзд XXI века......

Опрос

Как Вы оцениваете работу филармонии?

Архив

Статьи

Новости

ЭЛЕКТРОННЫЕ БИЛЕТЫ

Продажа билетов онлайн

Получить всю информацию о  наличии и стоимости билетов  теперь легко: не выходя из дома,   с мобильных устройств, подключенных к сети Интернет.

Подробнее...

Наши фестивали

II Республиканский конкурс исполнителей на башкирских народных инструментах «АМАНАТ»

Подробнее...

Наш репертуар

Декабрь 2017

Наши партнеры

Министерство культуры Российской Федерации

Министерство культуры Республики Башкортостан

Информационное агентство Башинформ

Культурный мир Башкортостана

ПрессаС песней по жизни

Вернуться назад

С песней по жизни

Автор: Айгуль Усманова / "Рампа. Культура Башкортостана"

Дата: 07.08.2014

О предстоящем юбилее Назифы Кадыровой заговорили задолго до её майского бенефиса. С рекламных щитов и броских афиш на транспортных остановках широко улыбалась Дива в алых шелках и сверкающих каменьях, даря прохожим, изрядно подуставшим от загостившейся зимы, радостное настроение и весть о скорой весне. И она пришла…

Свою 60-ую весну (кто б мог подумать!) певица встречала, как и положено настоящей звезде, аншлагами на концертах в городах Башкортостана, Татарстана, в Свердловской, Челябинской, Самарской, Оренбургской областях. Уфимцы чествовали народную артистку РБ, заслуженную артистку РТ и РФ, лауреата Государственной премии РБ им. С. Юлаева, кавалера ордена Дружбы народов на родной сцене в БГФ, сопровождая каждую ею песню длительными овациями. За кулисами коллеги по цеху шли полюбопытствовать на «очевидное-невероятное»: вся гримёрка «утонула» в цветах… Было что снять на мобильник.

Детство первой эстрадной звезды Башкирии выдалось далеко не звёздным. В целинном краю учалинской земли от зари до поздних сумерек колхозники пропадали на трудоднях. Потому дети взрослели рано. Старшая дочь в семействе Амировых уже справлялась по хозяйству – и корову подоит, и хлеб испечёт, и за младшими присмотрит. Вечерами концерты устраивает. У дома росла громадная раскидистая ива, под её кроной рассаживались юные зрители, они же – участники хора. Маленькая Назифа дирижировала; мол, не зевай, пой, как положено. И сама демонстрировала, «как положено». Детвора резвилась, пела. Ахуновские старики умилялись: с красивым голосом у Жавата дочь подрастает. Так, в объятьях старой ивы обрела Назифа первую в своей жизни сцену.

Отец – ветеринар, потому большую часть года семья проводила на джайляу. Назифа в это время жила у своей учительницы. Та привила подопечной любовь к поэтическому слову, народной песне. Школьная сцена – как дом родной. Когда же наступало время навестить родителей на джайляу, девочка стремилась туда всем существом. Там, в лесном раю меж двух гор – такое раскатистое эхо! И песня твоя летит высоко, далеко… В 5-ом классе Назифа Амирова засобиралась в столицу для участия в республиканском смотре художественной самодеятельности. Дорога в Уфу тогда была одна – на поезде «Учалы – Кумертау». Через Миасс, Златоуст 15 часов пути. Наконец, Уфа! Но… в городе стали трамваи. Учалинцы промёрзли до костей, простудились. Не было предела огорчению первой в Ахуново певуньи: не смогла она в полной мере показать свой талант на столичной сцене. «Больше никогда не поеду в Уфу», – уверяла всех Назифа.

Как-то в Ахуново появилась учительница музыки по имени Салия. Городская девушка в буквальном смысле подняла культуру на селе: создала хор из 100 человек, где пели на три голоса, ансамбль танцев народов мира. Салия Шакирьяновна укрепила в талантливой девочке мечту – стать певицей. «Ак тулкындар ярып…», – пела Назифа перед трюмо, представляя себя уже артисткой. В репертуаре – Магафур Хисматуллин, Фарида Кудашева, Ильфак Смаков, Ильхам Шакиров, Альфия Афзалова. Разучила песни на русском языке – Людмилы Зыкиной, Эдуарда Хиля, Муслима Магомаева. В Зауралье не было телесигнала, приходилось постигать по радио и по гибким пластинками журнала «Кругозор». Любимая учительница татарского, говорившая на красивом литературном языке, играла на фортепиано. Этот инструмент Назифа увидала впервые. Появилось горячее желание освоить его. А тут ещё Салия-апай поведала, дескать, в Уфе появился хор Сальманова: «Может, тебе туда податься»?

...Выпускной вечер был почти испорчен. В Ахуново приехали артисты – ВИА «Ирандек» под руководством Айрата Каримова. Плакать хотелось, когда на утро вся деревня взахлёб делилась впечатлениями: что пели, какие у них инструменты, во что была одета Гульсум Хабибуллина... Все в восторге, а у Назифы на душе кошки скребут.

В ту пору в Уфимском училище искусств эстрадного отделения ещё не было. И педагог Миляуша Муртазина посоветовала девушке идти в филармонию, где набирают для учёбы в Москву, мол, ваш голос – природно-поставленный для эстрады. Популярная и народная песни, озон кюй, школьный вальс – Назифа старалась показать свой голос и себя во всей красе, даже танцевала в такт музыке. В худсовете – композиторы Хусаин Ахметов и Шамиль Кульбарисов, оперный певец Салих Хуснияров и хореограф Файзи Гаскаров. Конечно, доселе она не могла знать их в лицо. И на вопрос одного из мэтров, чью песню так проникновенно исполнила, девушка не нашлась что ответить. «Да это же моя песня, моя!..» – смеялся от души могучий красавец Хусаин Ахметов…

Отбор Назифа Амирова прошла успешно. Но обстоятельства изменились, и вскоре вместо Москвы новоиспечённая артистка оказалась на гастролях. Что такое гастроли в 60-е годы? Это – концерты в сельских клубах на 50 мест, куда набивалось по 150 человек, на сенокосных полях и зернотоках, заводах и нефтяных промыслах, животноводческих фермах в горах Бурзяна… «Искусство в массы» несли всюду, где можно было подключиться к электрогенератору. Весьма популярны были выступления концертных бригад Бахти Гайсина и Фариды Кудашевой, Магфиры Галеевой, Рамазана Янбекова. Молодёжь отдавала предпочтение артистам первого в республике вокально-инструментального ансамбля «Ирандек» под управлением Айрата Каримова. Нельзя переоценить вклад этого человека в становление профессиональной эстрады республики. Плодовитый композитор, яркий музыкант, аранжировщик. Он и направлял талант и способности будущей звезды башкирской сцены по нужному пути. Обучал всему, не говоря уже об азах работы с оркестром, которых у молодой певицы не было ввиду того, что так удачно она «перешагнула» ступень музучилища, попав сразу на профессиональные подмостки. Музыка Айрата Каримова – интересная, своеобразная и передовая. Танго, бассанова, джазовые ритмы – всё было в новинку. И песни его были на слуху. Ритмически сложная «Мин – ак елкэн!» («Я – белый парус») – первая запись Назифы Кадыровой на радио. Теперь она популярна.

Удивительное содружество композиторов БАССР укрепило поиски молодой певицы. В одной из творческих поездок по республике Загир Исмагилов, песню которого (куплеты Шамсинур) исполнила Назифа, пообещал написать что-нибудь специально для неё. Так появилась «hандугаcым-былбылым» («Звонкая соловушка»). Как-то раз Загир Гарипович признался ей: «Эх, hенлем. Я так люблю творчество Яхина, его песню в твоём исполнении. Напишу-ка и я для тебя романс». Вскоре поклонники певицы вторили ей: «Мин яратам hине, hин белмэ…» на стихи Тамары Ганиевой.

Было время золотое, имя которому Роберт Газизов. Его гений «работал» на весь Советский Союз, иногда – на Назифу…

Сколько прекрасных песен создано в ярком творческом тандеме с композитором Римом Хасановым! В 1978 году Назифа Кадырова едет на отборочный тур Всесоюзного фестиваля «С песней по жизни». Уральская зона – Свердловск, Пермь, БАССР, ТАССР. Но зонального конкурса не получилось, ибо из нескольких десятков участников выбрали лишь её. Как быть? Приписали к Казахстану... В Алма-Ата звонкая красавица покорила казахскую публику. Сама Бибигуль Тулегенова подарила ей домру, а Роза Рымбаева – «Песню гор Алатау», которую Назифа Кадырова исполнила на языке оригинала. Эта красивая традиция песенного дара продолжилась с Надеждой Чепрагой: в репертуаре появились «Кодры Молдовы». С Ярославом Евдокимовым, Ксенией Георгиади, Владимиром Мигулей, Евгением Мартыновым подружились на концертах в Останкино, где проходил телефестиваль «С песней по жизни». Евгений Мартынов пообещал тогда: «Я для тебя что-нибудь напишу»…

Для конкурсных выступлений в Москве (песни «К тебе ещё вернусь», «Мандолина») оркестровки делал сам автор – Рим Хасанов. Вскоре первую эстрадную певицу Башкирии показали в эфире ЦТ, и о Назифе Кадыровой узнал весь Союз. На Всесоюзной фирме грамзаписи «Мелодия» появились виниловые диски-гиганты, по радио передавали её песни. Музыканты михайловского оркестра (Гостелерадио) привечали уфимскую красавицу: «Ой, наша Мандолиночка приехала!». Так же завязалось сотрудничество с ведущими эстрадными оркестрами страны – под управлентием Юрия Силантьева, Сергея Скрипки, Юрия Саульского. Давид Тухманов подарил ей свои песни…

…Май 2014 года. Вернёмся к юбилейному бенефису Первой (по праву!) эстрадной певицы Башкортостана. С каждым выходом артистка поражала поклонников не только великолепием нарядов на стройной фигуре, но и удивительными образами, созданными ею на сцене (сценарист, режиссёр Альмира Сафаргулова). Небывалое разнообразие репертуара – от популярных песен Б. Гайсина, А. Каримова, Р. Сахаутдиновой, Р. Хасанова в сопровождении эстрадно-джазового оркестра под управлением Олега Касимова до народных под баян, озон кюй под курай и старинных русских а-капелла, от городского романса до арий из оперы «Кармен» Ж. Бизе и рок-оперы «Звезда любви» С. Низамутдинова – приводило всех в восторг. Дуэт Сильвы и Эдвина (Я. Абдульманов) из оперетты И. Кальмана, казалось, достиг порога ликования. К тому же певица периодически «забывала» о микрофоне, тем самым вызывая у зрителей новые эмоции. Её голос сражал, вызывал слёзы, радовал мощью, властвовал в сердцах. Казалось, он был сильнее и ярче, чем когда-либо. А великая песня Ш. Азнавура «Вечная любовь», ещё раз пережитая Назифой Кадыровой на родной сцене, долго не отпускала верных поклонников, которым всегда по пути С ПЕСНЕЙ ПО ЖИЗНИ!

Айгуль Усманова / "Рампа. Культура Башкортостана"
Фото Раифа Бадыкова

Вернуться назад