Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30

Наши новости

НАШИ ПОКОРИЛИ И ПИТЕР, И МИЛАН! Солисты Башкирской филармонии вернулись с победой!.....
БЕЙЕ, БЕЙЕ… КИЛЕШЛЕ БЕЙЕҮҘӘРЕҢ! 27 апрель - Халыҡ-ара бейеү көнө.....
О ЧЁМ ПОЮТ ПТИЦЫ? В древние времена жил хан, у него был яблоневый сад, который он очень любил........
Культурные события филармонии на выходные 21-22 апреля Выходные – самое время сходить на концерт всей семьей и окунуться в мир культуры.....
ХӘЗИЕВТАРҘЫҢ МАТУР ТАҢДАРЫ Рәмил Хәзиевтың яңы концерт программаһы тураһында.....
«БашкортАРТстан» В Уфе впервые пройдет Международный фестиваль современного искусства.....
«Янтарный соловей» взялся за перо Деревня Таштимерово и её обитатели. Рассказы Вахита Хызырова надо читать, когда хочешь отдохнуть.....
МОРИА И МАРИЯ! Отзыв о великолепном концерте Марии Блажевич "По следам оркестра Поля Мориа".....
«ИҘЕЛ»ДӘР ҠАЗАНДА «Иҙел» фестивале лауреаттары ҡатнашлығында яҙғы концерт үҙҙы.....

Опрос

Как Вы оцениваете работу филармонии?

Архив

Статьи

Новости

2018 - Год Семьи

2018 год объявлен в Башкортостане Годом семьи

Абонементы

Всероссийский старт продажи абонементов

Подробнее...

ЭЛЕКТРОННЫЕ БИЛЕТЫ

Продажа билетов онлайн

Получить всю информацию о  наличии и стоимости билетов  теперь легко: не выходя из дома,   с мобильных устройств, подключенных к сети Интернет.

Подробнее...

Наш репертуар

Май-Июнь 2018

Наши партнеры

Министерство культуры Российской Федерации

Министерство культуры Республики Башкортостан

Информационное агентство Башинформ

Культурный мир Башкортостана

НовостиМузыкант с солнечной душой

Вернуться назад

Музыкант с солнечной душой

Автор: Башкирская государственная филармония

Дата: 14.11.2016

18 ноября в филармонии состоится творческий вечер ветерана БГФ, заслуженного артиста РБ Владимира СОЛНЦЕВА

18 ноября 2016 года Башкирская государственная филармония им.Х.Ахметова приглашает на творческий вечер замечательного музыканта, ветерана филармонии, заслуженного артиста Республики Башкортостан Владимира Николаевича СОЛНЦЕВА "Мелодия солнцевской души".
Часто ли вам, уважаемый читатель, встречались люди с говорящей фамилией? Это фамилия, которая характеризует человека, носящего её? А что вам скажет фамилия «Солнцев»? Да, скорее всего, Вы ответите, что этот человек солнечный, – светлый, добрый и позитивный, от которого идет тепло и оптимизм.
И не ошибетесь! Наш сегодняшний герой – Владимир Николаевич Солнцев – удивительно душевная личность, и, несмотря на солидный возраст, он сохранил внутри себя свет, ясность ума и лучистость глаз. У него есть замечательный талант общения – разговор он ведет мягко, с улыбкой, речь его богата и свободна, этим еще больше привлекает к себе собеседника.
Да и судьба у Солнцева интересная, «солнечная». Ведь он, если даже и не стоял у истоков, то тесно сотрудничал с «пионерами» башкирской эстрады, работая в бригадах (так раньше называли эстрадные группы) Фариды Кудашевой и Бахти Гайсина, Магфиры Галеевой и Николая Голова (Наиля Галеева), Ахата Уразметова, Рамазана Янбекова… Был основателем первого башкирского ВИА (вокально-инструментального ансамбля) «Ирэндык», подарившего «вторую волну» башкирских эстрадных звезд…
Но не будем забегать вперед. Начнем сначала…
В 1963 году на пороге Башкирской филармонии появился молодой солдатик в военной форме и кларнетом подмышкой. Это Володя Солнцев, коренной уфимец, отучившись в Военной школе музыкальных воспитанников Советской Армии (ныне – РГИ им.Г.Альмухаметова) и отслужив шесть(!) лет в армии на Западной Украине, явился на прослушивание по случайной «наводке», дескать, в филармонию нужен кларнетист. И вот, на художественном совете во главе с худруком Хусаином Файзулловичем Ахметовым, режиссером филармонии Шамилем Зуфаровичем Кульборисовым и музыкальным руководителем бригады Николаем Афанаьевичем Головым (взявшего творческий псевдоним Наиль Галеев) проходит, говоря современным языком, кастинг молодого музыканта.
- Что сыграете? 
- Венгерский чардаш (Венгерский танец «Чардаш» Витторио Монти).
Сыграл.
- Хорошо. А что-нибудь из башкирских произведений?
- Не пробовал! В армии играли, в основном, украинские, венгерские…
- А если ноты дадим?
Подали ноты. Володя немного приладился пальцами по кнопкам инструмента и с ходу сыграл по нотам башкирскую плясовую. Да так удало, что комиссия воскликнула:
- Отлично. Мы вас берем!
Вот так началась профессиональная творческая жизнь Володи Солнцева. Кларнетист, оказывается, нужен был в эстрадный инструментальный квартет «Огни Уфы» Николая Голова, где солисткой была Магфира Галеева – такой вот замечательный творческий и семейный тандем. В этом коллективе Владимир познал дух башкирского мелоса, а также музыкальные традиции многих народов мира, учитывая, что Голов был русским композитором башкирской музыки, а Галеева пела песни на 63-х  (!) языках. 
Гастролировали по всей республике, ездили на повозках, запряженных лошадьми. Зимой часто бежали за повозкой, чтобы согреться, потому что в санях сидеть было слишком морозно. В районах зрителей на концертах было много, артистов всегда ждали и очень тепло принимали. Часто зрители после концерта заговаривали с Солнцевым на башкирском языке. Он извинялся за своё незнание языка, а они удивлялись: «Ты же так здорово играешь башкирские мелодии, как будто сам башкир!». Как признается сам юбиляр: «Языка я так и не изучил, но вот играл, видимо, с башкирским духом!». 
К слову, на башкирском телевидении есть одна запись, где Владимир Солнцев играет очень темпераментную башкирскую плясовую, которую на сегодня, по признанию преподавателя Уфимского института искусств Ильдара Султанова, пока не никто повторил. В 2011 году запись этой плясовой звучала на торжественной церемонии по открытию мемориальной доски народному артисту Республики Башкортостан Николаю Афанасьевичу Голову.
Позже Солнцев перешел в другую «семейную» бригаду – Фариды Кудашевой и Бахти Гайсина. с которыми Много гастролировал, и везде были аншлаги: Москва, Ленинград, города Сибири, Средней Азии. Здесь с Владимиром Солнцевым произошла другая занимательная история: Бахти Гайсин как композитор часто сотрудничал с поэтом Якубом Кулмыем (Якуб Хайруллович Кульмухаметов). Поэту очень нравилось, как Солнцев вдохновенно играет башкирские песни и написал про Владимира стихи. Музыку на них положил Бахти Гайсин, так появилась известная песня «Черные усы» («Кара мыйык»). Успех этой песни был ошеломляющим, и когда Фарида Кудашева исполняла ее на сцене, инструментальный квартет вместе с Владимиром Солнцевым вдохновенно подпевали ей.
В 1970 году Шамиль Кульборисов высказал идею организовать молодежный вокально-инструментальный ансамбль (ВИА) и возложил на Владимира Николаевича ответственность найти хороших профессиональных музыкантов. Так и появился ВИА «Ирэндык», где музыкальным руководителем долгое время был великолепный музыкант и композитор Айрат Каримов. Появился Пришел  молодой кларнетист, который также как и Солнцев в свое время, только что демобилизовался из армии – Володя Пичужкин. Здесь получили свое «боевое крещение» Назифа Кадырова (тогда еще Амирова) и Раис Мухаметвагизов, там работали Ильфак Смаков и Гульсум Хабибуллина, Роза Аккучукова, Венер Кильмухаметов и Фания Халитова. Группа была очень популярна, ведь в ней менялись стереотипы поведения артистов на сцене, вокалисты не были статичны, а ходили с микрофоном по сцене, обращались к зрителю – происходило волшебное общение с залом.
Делая отсылку на фамилию героя, хочется отметить, что за годы работы в филармонии Владимир Николаевич Солнцев ни разу ни с кем не конфликтовал. Тепло общался с Хусаином Файзулловичем Ахметовым, подружился с его сыном – известным композитором Мурадом Ахметовым, играли вместе на фортепиано. Приятельствовал с Файзи Адгамовичем Гаскаровым, часто бывал у него дома. И когда в ансамбле танца организовали оркестр, Владимир Николаевич был в числе первых приглашенных работать в нем. И Солнцев принял это приглашение с удовольствием, отработав в оркестре ансамбля танца … лет. Гастролировал с ансамблем по союзным республикам – Украина, Молдавия...
Хочется несколько слов сказать о Хафизове Нажибеке Камаловиче – директоре филармонии на тот период времени, который сразу проявил отеческое отношение к молодому музыканту. Зная, что у новоявленного артиста, явившегося на прослушивание в военной форме, просто не было денег купить себе костюм, он дал указание бухгалтерии выдать начинающему музыканту аванс, чтобы тот смог приобрести себе цивильную одежду. А позже, выяснив, что Солнцев замечательно играет на саксофоне, специально для Володи приобрел саксофон. Так, Владимир Солнцев стал первым саксофонистом в истории филармонии. 
А научился музыкант игре на саксофоне сам, без педагога. Было это так: в начале 50-х годов саксофон не был широко распространен на советской эстраде, даже находился под негласным запретом, считаясь неким «буржуазным проявлением». Поэтому в учебных заведениях не учили игре на саксофоне, да и в музыкальных магазинах его было не достать. Учащийся 3-го курса Военной школы музвоспитанников Советской Армии Володя Солнцев случайно увидел этот диковинный инструмент в кабинете педагога по тубе Василь Василича. Попросил посмотреть инструмент, но как на нем играть – педагог не знал. Интерес возрос. Юноша пошел в кинотеатр, это было единственное место, где играли на саксофоне в инструментальных ансамблях перед киносеансами. Попросил музыканта по фамилии Белоусов показать азы игры на инструменте, тот не отказал. И ночами, когда Василь Василич дежурил по школе, он отдавал ключ от своего кабинета пытливому воспитаннику, и Володя все ночи напролет учился играть на нем по беглой методике звукоизвлечения, данной ему музыкантом из кинотеатра, а больше полагаясь на собственное музыкальное чутье. А через год, когда в школе сформировали эстрадный оркестр, встал вопрос: а кто будет играть на саксофоне, ведь этому не учили. И Володя вызвался: «Я могу! Я сам научился!»
- Как? Когда?
- Ночами в кабинете Василь Василича.
Конечно же, это было большим потрясением для преподавателей – воспитанник самостоятельно, без педагога, без методики научился играть на саксофоне, этом, в принципе, незнакомом еще инструменте.
Умение игры на саксофоне помогло Солнцеву и в армии, и в филармонии.
Незадолго до (А за два года) до пенсии Владимир Николаевич вернулся в филармонию, где выступал в эстрадном коллективе «Кэтук и Баганай» вместе с Ахатом Уразметовым и Фаритом Шайхутдиновым, также много гастролировал в составе бригады Рамазана Янбекова.  Как-то на гастролях в Ташкенте узбекский певец Батыр Закиров подарил Солнцеву национальную дудочку, которую впоследствии присмотрел для своей программы Ишмулла Дильмухаметов, виртуозный кураист, талантливый певец-импровизатор, знаток башкирского фольклора.
В 1985 году Владимир Николаевич вышел на пенсию, отработав  профессиональный стаж в филармонии – 22 года. После этого он сменил отрасль, но не изменил своей профессии, придя на работу в пожарную часть № 1 Министерства внутренних дел БАССР и создав там самодеятельный ансамбль. И даже участвовал со своим коллективом во Всесоюзном смотре народного творчества, получив диплом. А после реорганизации министерства в 1990 году перешел в отдел по реабилитации жертв политических репрессии и специальных фондов. И тут любознательность и тяга к новому не подвела Владимира Николаевича – за неделю научился работать на компьютере. Одиннадцать лет честной работы, в итоге – несколько почетных грамот, медаль «80 лет информационной службе МВД России», газетные заметки о доблестной работе Солнцева. В 2001 году вышел в отставку.
Сегодня Владимир Николаевич – отец и дед, почетный ветеран филармонии, с интересом ходит на все концерты филармонии, интересна ему концертная деятельность современной филармонии. С воодушевлением хвалит Эстрадно-джазовый оркестр, с упоением рассказывает о концертах приезжих коллективов. Как-то мы сидели рядом на отчетном концерте Филармонической детской академии, где в составе Детского биг-бенда уверенно солировали юные «орлановцы», игравшие в сопровождении взрослого этно-ансамбля «Орлан». На мой вопрос «Как Вам молодые коллеги, мэтр?», воскликнул: «Молодцы! Всё правильно делают!». Интересны Владимиру Николаевичу и начинающие музыканты, видимо, помнит о своей славной школе муз.воспитанников.
Есть у Владимира Николаевича и хобби – чеканка, которая в нынешнее время выпала из поля зрения. Кстати, несколько его работ украшают стены замков Испании, Германии, Финляндии, куда он выезжал в свое время в составе мастеров искусств Башкортостана.
Достойная жизнь достойного человека!
Оксана Иванова
 
 
 
 
 

Вернуться назад