Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930

Наши новости

По вашим многочисленным просьбам... В октябре состоятся два концерта "Песочная фантазия".....
Его любовь к башкирской песне сродни радению проповедника 26 сентября Башкирская филармония приглашает на юбилейный вечер замечательного певца, ветерана сцены.....
В Уфе состоялось открытие клуба филофонистов Сегодня, 21 сентября в Малом зале Башгосфилармонии состоялась презентация Уфимского клуба филофонист.....
Башкирские артисты вернулись с наградами из Казахстана Солисты Башкирской филармонии с успехом выступили в Международном фестивале-конкурсе этнических куль.....
Фестиваль «Голоса России» откроет Сибирский хор Уже 24 сентября на сцене ГКЗ «Башкортостан» – наши гости из Новосибирска!.....
В ФИЛАРМОНИИ ПРЕЗЕНТУЮТ КЛУБ ФИЛОФОНИСТОВ В Уфе возрождается клуб филофонистов.....
В каждом сердце - голоса России! Впервые в Уфе - Всероссийский фестиваль хоров, ансамблей песни и танца "Голоса России".....
Алексей Чернов - пианист, композитор, современник... «Враг музыки – не авангард, а непрофессионализм...» (Алексей Чернов).....
Филармония представляет! Гастрольный тур нового сезона После летних отпусков творческие коллективы Башкирской государственной филармонии им. Х. Ахметова сн.....
ГАСТРОЛДӘР Х.Әхмәтов исемендәге Башҡорт дәүләт филармонияһының ижади коллективтары йәнә гастролдәргә сыға......

Опрос

Как Вы оцениваете работу филармонии?

Архив

Статьи

Новости

ЭЛЕКТРОННЫЕ БИЛЕТЫ

Продажа билетов онлайн

Получить всю информацию о  наличии и стоимости билетов  теперь легко: не выходя из дома,   с мобильных устройств, подключенных к сети Интернет.

Подробнее...

Наш репертуар

Сентябрь 2017

Октябрь 2017

Наши партнеры

Министерство культуры Российской Федерации

Министерство культуры Республики Башкортостан

Информационное агентство Башинформ

Культурный мир Башкортостана

ПрессаПтицей летит капельмейстера жест… (весенний парад оркестровых дирижеров)

Вернуться назад

Птицей летит капельмейстера жест… (весенний парад оркестровых дирижеров)

Автор: Ольга КУРГАНСКАЯ / газета "Истоки"

Дата: 16.04.2014

Филармоническая афиша задолго до концерта, объявленного на 28 марта, известила любителей оркестровой музыки об эксклюзивном проекте «Парад дирижеров», инициатором которого выступил Рамил Гайзуллин.

В тот праздничный вечер художественный руководитель Национального оркестра народных инструментов временно уступил место за дирижерским пультом своим коллегам.

А что из этого получилось – судить зрителю.

«Инструментальная республика» Рамила Гайзуллина

В этом году руководителю Академического русского народного оркестра имени Н. Осипова, народному артисту России Николаю Калинину исполнилось бы 70. За рубежом его прославленный оркестр называли «визитной карточкой России». Светлой памяти выдающегося маэстро российские музыканты посвящают свои выступления. Не стал исключением и коллектив Рамила Гайзуллина. Тем более, что этот мастер неоднократно бывал в Уфе, всегда с удовольствием встречался с этим оркестром, помогая словом и делом. К тому же, оба дирижера, будучи едины в своих творческих устремлениях, питали друг к другу искреннюю симпатию. Да и как можно забыть тот счастливый момент, когда такой авторитетный музыкант назвал уфимский коллектив «единственным оркестром в мире», имея в виду его особый инструментальный состав.

Право открыть музыкальный парад принадлежит главнокомандующему оркестра, народному артисту Республики Башкортостан Рамилу Гайзуллину. Увертюрой к праздничному вечеру зазвучал «Концертный вальс» Анатолия Кукубаева. Как всегда, в своих жестах дирижер немногословен. Его команда – опытные, титулованные музыканты, все понимающие с полувзгляда. Капельмейстер, тонко чувствуя и настроение исполнителей, и «сердцебиение струны» под их пальцами, солидарен с ними и не пытается стеснять их эмоциональную свободу. Ведь огромная «лабораторная» работа осталась позади, и ничего случайного уже быть не может. Музыканты четко исполняют то, что дирижер «рисует концом своей палочки».

Под руководством Рината Халикова слушаем еще одну композицию Кукубаева – «Адажио». Отраженный в музыке лирический пейзаж, на мой слух, может быть опоэтизирован красотой слова, к примеру, испанского художника и мыслителя Луиса Ортега:

В зеркале мерцают вздохи лодок
И фонарь луны почти погас…

Одним из постоянных авторов сочинений, востребованных не только зрителем, но и музыкантами, является Айрат Каримов. Его «Праздничная» зазвучала под руководством Рустема Ахмедзянова. А в русской народной песне «Не любите, девки, Гришку» оркестровый хор выступил в качестве концертмейстера солистки Валентины Суходоевой.

Своим опытом работы поделился и Минивалей Сафин. Подчинившись его дирижерской воле, оркестр увлек слушателей игривым характером башкирской народной песни «Сабиракай».

На сцене гость из Стерлитамака – главный дирижер Оркестра театрально-концертного объединения, Владимир Турченко. Зажигательный характер и ритмы «Бурятского танца» композитора А. Прибылова вновь напоминают исполнителям счастливые мгновения Международного фестиваля-конкурса «Европа-Азия» (г. Магнитогорск), где они получили заслуженную награду – Гран-при. Именно эта, по условиям конкурса, обязательная пьеса определила их статус лидеров, и теперь служит им музыкальным талисманом.

В «колонне» профессоров достойно «прошагали» Юрий Селезнев и Виктор Линник, уступив сценическую площадку талантливому Линару Давлетбаеву, не в первый раз примеряющемуся к дирижерскому пульту. Завсегдатаи концертов помнят их тандем с солистом, обладателем золотой медали Всероссийских Дельфийских игр Айтуганом Гайзуллиным.

А сегодня этот молодой певец выступает с Владимиром Турченко, исполняя русскую песню «Ах, ты, душечка». В звуковом обрамлении оркестра голос Айтугана прозвучал особенно задушевно и выразительно.

Мы не гребцы, а рулевые!

В маленьком антракте между звуками позволю себе небольшое отступление от концертной программы, чтобы порассуждать о технике дирижирования. Наверняка зритель обратил внимание на то, что не все капельмейстеры пользуются палочкой. Кисть руки – достаточно тонкий инструмент и является частью «дирижерского аппарата». У одного – движения рук театрально-плавные, другой напоминает оратора, а третий впечатляет строжайшей манерой. Но какой бы ни была эта манера, все же одной из главных составляющих дирижерского таланта является мысль, неотделимая от чувства.

Голос ведущей возвращает нас на сцену. В продолжение концерта звучит вокально-инструментальное сочинение Нура Даутова «Родная моя земля». Его исполняют Государственная хоровая капелла РБ и солист оперного театра Ямиль Абдульманов. А дирижировать этим монументальным произведением отважилась художественный руководитель капеллы Алсу Хасбиуллина. Она смело и уверенно ведет за собой всех исполнителей, выстраивая в своем «певческом хозяйстве» звуковой баланс и одновременно подготавливая каждое вступление оркестровых голосов.

Много сочинений и аранжировок для этого коллектива написал известный композитор, большой знаток инструментовки Нур Даутов. Его концертной обработкой «Марша Салавата» воспользовался Василий Слягузов, а Юрия Никифорова вдохновило оригинальное сочинение автора – «Девичий хоровод».

Своим «Одиночеством» в прочтении Дамира Абубакирова Нур Асгатович прощается со зрителем, переживающим грусть красоты этой композиции. В пасторальном звучании мелодии нам слышится солирующий голос флейты, инструмента, которому доступна глубокая кантилена. Опечаленная тишина навевает изысканные строки из средневековой китайской поэзии, созвучной и нашему настроению:

Ветер всколыхнул речную гладь,
Лепестки сорвав цветов прибрежных,
Боль разлуки так легко понять
В звуках флейты ласковых и нежных…

Наедине с оркестром

Более половины музыкантов оркестра – победители всероссийских и международных конкурсов. И одна из них – домристка Ирина Куравина. Под руководством Оксаны Буланкиной, доцента кафедры оркестрового дирижирования Академии искусств она исполнила Вариации на цыганскую народную песню «Мар дяндя» («Бей по струнам»). Под пальцами солистки рождались музыкально-поэтические образы, отражающие необузданный темперамент и вакханалию цыганской пляски. В этот напряженный миг видна чеканка исполнительского таланта. Но заканчивается соло, голос домры сливается с другими инструментами, и уже не различишь его в потоке всеобщей звучности. Только в памяти, как на гребне волны, все еще пенятся виртуозные звуки.

Закончился парад дирижеров. Для них он стал новым испытанием, а для концертирующего оркестра – уроками мастерства.

В завершение праздника Рамил Гайзуллин вернулся к родному причалу, и заступив на капитанский мостик, в присутствии гостей вновь отправился со своей командой в путешествие по музыкальным страницам знакомых сочинений – «Токкаты» А. Манджиева, «Пусть не погаснет огонь любви» Ф. Абдракова… Отзвенел яркий, шумный «Праздник мелодий», озвученный композицией из нотного альбома А. Назарова. В финальных аккордах торжества над залом закружился вальс, приглашая нас в хоровод всеобщего веселья.

Мы смотрим на дирижера, и как будто слышим то, что он хочет сказать своими руками, в дыхании которых – высоких чувств полет. Что это – иллюзия? Но стоит ли расставаться с ней, если она помогает восприятию музыки?

Концерты этого творческого коллектива всегда вызывают восторг и бесконечную благодарность зрителя. Услаждая наш слух звоном заливистых струн домры, деликатным тембром флейты или нежными переливами курая, исполнитель дает простор тому потоку чувств, в выражении которых неповторимо сильна музыка и только музыка!

Ольга КУРГАНСКАЯ / газета "Истоки"
Фото С. Заурбековой / ФОТОГАЛЕРЕЯ

Вернуться назад