Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930

Наши новости

По вашим многочисленным просьбам... В октябре состоятся два концерта "Песочная фантазия".....
Его любовь к башкирской песне сродни радению проповедника 26 сентября Башкирская филармония приглашает на юбилейный вечер замечательного певца, ветерана сцены.....
В Уфе состоялось открытие клуба филофонистов Сегодня, 21 сентября в Малом зале Башгосфилармонии состоялась презентация Уфимского клуба филофонист.....
Башкирские артисты вернулись с наградами из Казахстана Солисты Башкирской филармонии с успехом выступили в Международном фестивале-конкурсе этнических куль.....
Фестиваль «Голоса России» откроет Сибирский хор Уже 24 сентября на сцене ГКЗ «Башкортостан» – наши гости из Новосибирска!.....
В ФИЛАРМОНИИ ПРЕЗЕНТУЮТ КЛУБ ФИЛОФОНИСТОВ В Уфе возрождается клуб филофонистов.....
В каждом сердце - голоса России! Впервые в Уфе - Всероссийский фестиваль хоров, ансамблей песни и танца "Голоса России".....
Алексей Чернов - пианист, композитор, современник... «Враг музыки – не авангард, а непрофессионализм...» (Алексей Чернов).....
Филармония представляет! Гастрольный тур нового сезона После летних отпусков творческие коллективы Башкирской государственной филармонии им. Х. Ахметова сн.....
ГАСТРОЛДӘР Х.Әхмәтов исемендәге Башҡорт дәүләт филармонияһының ижади коллективтары йәнә гастролдәргә сыға......

Опрос

Как Вы оцениваете работу филармонии?

Архив

Статьи

Новости

ЭЛЕКТРОННЫЕ БИЛЕТЫ

Продажа билетов онлайн

Получить всю информацию о  наличии и стоимости билетов  теперь легко: не выходя из дома,   с мобильных устройств, подключенных к сети Интернет.

Подробнее...

Наш репертуар

Сентябрь 2017

Октябрь 2017

Наши партнеры

Министерство культуры Российской Федерации

Министерство культуры Республики Башкортостан

Информационное агентство Башинформ

Культурный мир Башкортостана

ПрессаСреди возвышенных удовольствий (органный вечер Арвида Гаста)

Вернуться назад

Среди возвышенных удовольствий (органный вечер Арвида Гаста)

Автор: Ольга КУРГАНСКАЯ / газета "Истоки"

Дата: 02.04.2014

Башкирская государственная филармония имени Х. Ахметова очень внимательно относится к своему зрителю, учитывая его музыкальные вкусы. Так, наиболее посещаемые органные концерты постоянно украшают ее репертуарный план. Совсем недавно состоялось выступление немецкого мастера Йорга Халубека, а 16 марта филармония встречала еще одного гостя из Германии – Арвида Гаста.
Имя этого исполнителя известно во многих странах мира. Теперь с ним познакомились и уфимские ценители светской и духовной органной музыки – те, кому Бог дал дар слышать прекрасное.

Профессор, хормейстер и органист

Со своей судьбой органиста Арвид Гаст не разминулся. С самого раннего возраста он жил в атмосфере высокого искусства. Учился по классу органа и церковной музыки в Высшей школе в Ганновере, а уже в 28 лет стал главным органистом и хормейстером собора Святого Николая во Фленсбурге. Вскоре музыканту, едва перешагнувшему порог тридцатилетия, была предложена должность преподавателя в Лейпцигском университете музыки и театра имени Мендельсона. Но талантливый органист не ограничился лишь профессурой, продолжая работать во многих соборах Германии. Кроме того, Арвид Гаст активно гастролирует и является постоянным участником жюри международных конкурсов, которые проходят в Лейпциге и Токио.

С 2005 года Арвид – главный органист собора святого Якова в Любеке, где находятся исторические органы XVII века. Любек был счастливым городом и для Иоганна Себастьяна Баха. Уже стал легендой факт из его биографии, когда молодой композитор, живший в Арнштадте, ходил пешком в Любек, чтобы послушать игру знаменитого музыканта Букстехуде. Наделенный возвышенно-романтическим полетом фантазии, он оказал большое влияние на органное творчество Баха.

Наступает момент нашей встречи с музыкой. И подчинившись воле артиста, уфимский «Sauer» вздохнул во всю мощь своих «легких» и заговорил с нами звуками Фантазии и фуги соль-минор Иоганна Себастьяна. Стремительные пассажи, взрывающиеся под руками органиста, воспаряют над залом и растворяются где-то там, в небесах. Это сочинение отличается могучим разливом чувств, страстной порывистостью и драматизмом, а партитура насыщена смелыми гармониями и обилием диссонансов. Полная виртуозного блеска, импровизационной свободы, фантазия оставляет глубокое впечатление.

«Моя душа возносит Господа»

Известно, что Бах был набожным человеком. Религиозность его не проявлялась открыто, но присутствовала всегда и во всем. И прежде всего, в творчестве. Для своего любимого царственного инструмента он писал самую благородную и возвышенную музыку. Одни достойные ценители восхваляли его кантаты, другие – клавирные пьесы. На самом же деле трудно отдать чему-либо предпочтение. Остается только сказать словами из Святого Писания: «Как звезда от звезды разнится своим блеском…»

«Шюблеровские» хоралы названы по имени его ученика – издателя и органиста из Тюрингии, господина Шюблера. В сборнике всего 6 пьес. Обозначенные на титуле как «Хоралы в различной манере», изданы они как «художественные творения для поучения и возвышения духа». В основном, это органные обработки арий и дуэтов из баховских кантат на хоральные тексты.

Сердечным тоном любви, печали и сострадания овеяна музыка этих хоралов. Вспомним духовные песни Пауля Герхардта, скорбная тоска которых слышится и в «шюблеровских» песнопениях:

Поверь мне и отныне
С тобою быть дозволь.
Я при твоей кончине
Твою утишу боль.
Когда в последнем стоне
Ты встретишь смерть свою,
Я подложу ладони
Под голову твою…

Возвышенно и торжественно прозвучали эти миниатюры в прочтении немецкого мастера – «Пробудитесь, зовет нас Голос», «Моя душа возносит Господа», «Кто только Богу дни свои вверяет». И завершает этот небольшой цикл – «Сойди же, Иисус, с небес на землю». Слушая Арвида, казалось, руки его создают гармонии из воздуха. Невероятно, как он успевает действовать то обеими руками, то проворными ногами, извлекая из этих мануалов такие разные, но взаимосогласованные звуки!

В продолжение концерта

А вот еще один подарок от исполнителя – баховская Токката, адажио и фуга до-мажор. Первая часть характерна мощными импровизационными каденциями педали, вторая часть – адажио – напоминает скрипичное соло в итальянских концертах. Но вот заявила о себе скерцозная фуга, и голоса ее словно пустились в бесконечную погоню за собственной тенью…

В интерпретациях артиста отражаются смелые новаторские черты органных сочинений Баха, чья музыка разговаривает со слушателем от имени своего великого творца, зажигая огонь в наших сердцах.

Концертная программа соединила пространство и время и во втором отделении продолжилась сочинением одного из крупнейших органных композиторов на рубеже XIX и XX столетий, Макса Регера. Приверженец баховских традиций, своим творчеством он повлиял на развитие немецкой музыки периода между двумя мировыми войнами. Как раз накануне Первой империалистической войны, в 1913 году и была написана Интродукция, пассакалья и фуга ре-минор, прозвучавшая для уфимского слушателя.

Музыка на все времена

Но вот подошло время опустить занавес концерта, и исполнитель предлагает на прощание послушать четырехчастную Сонату си-бемоль мажор Феликса Мендельсона. Этот композитор больше, чем другие романтики его поколения, ориентировался на идеалы XVIII века и классицизм. От Баха и Генделя он унаследовал любовь к органу, к музыкальным жанрам кантаты и оратории. Бах привлекал молодого человека простотой и возвышенностью – теми качествами, которые живут рядом только в гениальных людях.

В ту пору, когда талантливые сыновья Баха затмили славу своего отца, его «Страсти по Матфею», написанные в 1729 году, были забыты почти на сто лет. И Мендельсон совершил великий музыкантский и человеческий подвиг – в 1829 году исполнил «Страсти», тем самым возродив бессмертное творение Баха к новой жизни.

…Но возвратимся на сцену, где Арвид Гаст тепло прощается с поклонниками классического искусства, принимая их восторженные и благодарные овации. Как и полагается в концерте, к дуэту «композитор – исполнитель» присоединяется зритель. И когда затихают звуки, именно его голос становится доминирующим, определяющим настроение зала.

Хочется сделать комплимент нашей публике с ее восторгами и душевными порывами, вдохновляющими исполнителя. Общение с музыкой, ее художественное восприятие оставляют в сердце каждого слушателя глубокие переживания красоты и незабываемые мгновения высокого наслаждения.

Ольга КУРГАНСКАЯ / газета "Истоки"

Вернуться назад