Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930

Наши новости

ҠОТЛАЙБЫҘ! 9 һәм 10 ноябрь Туймазы ҡалаһында «Оҙон көй - 2018» Төбәк-ара башҡорт халыҡ йырын башҡарыусылар ко.....
С Днем народного единства! 4 ноября - один из главных государственных праздников России!.....
В Башгосфилармонии стартовал юбилейный проект «Nostalgie – ФиларМОҢ. 80 лет за 8 вечеров» В январе 2019 года Башкирская государственная филармония имени Хусаина Ахметова отметит 80-летний юб.....
ЭДО-20! Джаз и не только! Большой концерт Эстрадно-джазового оркестра на сцене ГКЗ "Башкортостан" с участием ведущих звёзд джа.....
Восемь вечеров под знаком БГФ В нынешнем сезоне главная концертная организация республики – Башкирская филармония – вошла в своё т.....
WORLD MUSIC: творческий батл оркестров! Оркестр традиционной музыки города Тэгу, Южная Корея VS Национальный оркестр народных инструментов Р.....
НЕВЕРОЯТНЫЕ ГАСТРОЛЬНЫЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ ЭДО БГФ Звуковую сокровищницу «Мосфильма» пополнил аудиодиск Биг-бэнда Башкирской филармонии.....
С ДНЕМ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН! 11 октября Башкортостан празднует День Республики!.....
ГАСТРОЛИ Гастроли коллективов Декабрь 2018.....
ГАСТРОЛИ Гастроли коллективов Ноябрь 2018.....

Независимая оценка качества оказания услуг

ПРОЙТИ ОПРОС

Архив

Статьи

Новости

Полезное

Открытый Республиканский конкурс вокалистов имени Газиза Альмухаметова

Открытый Республиканский конкурс вокалистов имени Газиза Альмухаметова посвящен 100-летию Республики Башкортостан

С 12 по 14 ноября 2018 года в городе Уфе на базе Башкирской государственной филармонии им. Х.Ахметова проводится Открытый Республиканский конкурс вокалистов имени Газиза Альмухаметова.

Подробнее...

Абонементы

Всероссийский старт продажи абонементов

Подробнее...

ЭЛЕКТРОННЫЕ БИЛЕТЫ

Продажа билетов онлайн

Получить всю информацию о  наличии и стоимости билетов  теперь легко: не выходя из дома,   с мобильных устройств, подключенных к сети Интернет.

Подробнее...

Наш репертуар

Сентябрь-Октябрь 2018

Наши партнеры

Министерство культуры Российской Федерации

Министерство культуры Республики Башкортостан

Информационное агентство Башинформ

Культурный мир Башкортостана

2018 - Год Семьи

2018 год объявлен в Башкортостане Годом семьи

ПрессаСреди возвышенных удовольствий (органный вечер Арвида Гаста)

Вернуться назад

Среди возвышенных удовольствий (органный вечер Арвида Гаста)

Автор: Ольга КУРГАНСКАЯ / газета "Истоки"

Дата: 02.04.2014

Башкирская государственная филармония имени Х. Ахметова очень внимательно относится к своему зрителю, учитывая его музыкальные вкусы. Так, наиболее посещаемые органные концерты постоянно украшают ее репертуарный план. Совсем недавно состоялось выступление немецкого мастера Йорга Халубека, а 16 марта филармония встречала еще одного гостя из Германии – Арвида Гаста.
Имя этого исполнителя известно во многих странах мира. Теперь с ним познакомились и уфимские ценители светской и духовной органной музыки – те, кому Бог дал дар слышать прекрасное.

Профессор, хормейстер и органист

Со своей судьбой органиста Арвид Гаст не разминулся. С самого раннего возраста он жил в атмосфере высокого искусства. Учился по классу органа и церковной музыки в Высшей школе в Ганновере, а уже в 28 лет стал главным органистом и хормейстером собора Святого Николая во Фленсбурге. Вскоре музыканту, едва перешагнувшему порог тридцатилетия, была предложена должность преподавателя в Лейпцигском университете музыки и театра имени Мендельсона. Но талантливый органист не ограничился лишь профессурой, продолжая работать во многих соборах Германии. Кроме того, Арвид Гаст активно гастролирует и является постоянным участником жюри международных конкурсов, которые проходят в Лейпциге и Токио.

С 2005 года Арвид – главный органист собора святого Якова в Любеке, где находятся исторические органы XVII века. Любек был счастливым городом и для Иоганна Себастьяна Баха. Уже стал легендой факт из его биографии, когда молодой композитор, живший в Арнштадте, ходил пешком в Любек, чтобы послушать игру знаменитого музыканта Букстехуде. Наделенный возвышенно-романтическим полетом фантазии, он оказал большое влияние на органное творчество Баха.

Наступает момент нашей встречи с музыкой. И подчинившись воле артиста, уфимский «Sauer» вздохнул во всю мощь своих «легких» и заговорил с нами звуками Фантазии и фуги соль-минор Иоганна Себастьяна. Стремительные пассажи, взрывающиеся под руками органиста, воспаряют над залом и растворяются где-то там, в небесах. Это сочинение отличается могучим разливом чувств, страстной порывистостью и драматизмом, а партитура насыщена смелыми гармониями и обилием диссонансов. Полная виртуозного блеска, импровизационной свободы, фантазия оставляет глубокое впечатление.

«Моя душа возносит Господа»

Известно, что Бах был набожным человеком. Религиозность его не проявлялась открыто, но присутствовала всегда и во всем. И прежде всего, в творчестве. Для своего любимого царственного инструмента он писал самую благородную и возвышенную музыку. Одни достойные ценители восхваляли его кантаты, другие – клавирные пьесы. На самом же деле трудно отдать чему-либо предпочтение. Остается только сказать словами из Святого Писания: «Как звезда от звезды разнится своим блеском…»

«Шюблеровские» хоралы названы по имени его ученика – издателя и органиста из Тюрингии, господина Шюблера. В сборнике всего 6 пьес. Обозначенные на титуле как «Хоралы в различной манере», изданы они как «художественные творения для поучения и возвышения духа». В основном, это органные обработки арий и дуэтов из баховских кантат на хоральные тексты.

Сердечным тоном любви, печали и сострадания овеяна музыка этих хоралов. Вспомним духовные песни Пауля Герхардта, скорбная тоска которых слышится и в «шюблеровских» песнопениях:

Поверь мне и отныне
С тобою быть дозволь.
Я при твоей кончине
Твою утишу боль.
Когда в последнем стоне
Ты встретишь смерть свою,
Я подложу ладони
Под голову твою…

Возвышенно и торжественно прозвучали эти миниатюры в прочтении немецкого мастера – «Пробудитесь, зовет нас Голос», «Моя душа возносит Господа», «Кто только Богу дни свои вверяет». И завершает этот небольшой цикл – «Сойди же, Иисус, с небес на землю». Слушая Арвида, казалось, руки его создают гармонии из воздуха. Невероятно, как он успевает действовать то обеими руками, то проворными ногами, извлекая из этих мануалов такие разные, но взаимосогласованные звуки!

В продолжение концерта

А вот еще один подарок от исполнителя – баховская Токката, адажио и фуга до-мажор. Первая часть характерна мощными импровизационными каденциями педали, вторая часть – адажио – напоминает скрипичное соло в итальянских концертах. Но вот заявила о себе скерцозная фуга, и голоса ее словно пустились в бесконечную погоню за собственной тенью…

В интерпретациях артиста отражаются смелые новаторские черты органных сочинений Баха, чья музыка разговаривает со слушателем от имени своего великого творца, зажигая огонь в наших сердцах.

Концертная программа соединила пространство и время и во втором отделении продолжилась сочинением одного из крупнейших органных композиторов на рубеже XIX и XX столетий, Макса Регера. Приверженец баховских традиций, своим творчеством он повлиял на развитие немецкой музыки периода между двумя мировыми войнами. Как раз накануне Первой империалистической войны, в 1913 году и была написана Интродукция, пассакалья и фуга ре-минор, прозвучавшая для уфимского слушателя.

Музыка на все времена

Но вот подошло время опустить занавес концерта, и исполнитель предлагает на прощание послушать четырехчастную Сонату си-бемоль мажор Феликса Мендельсона. Этот композитор больше, чем другие романтики его поколения, ориентировался на идеалы XVIII века и классицизм. От Баха и Генделя он унаследовал любовь к органу, к музыкальным жанрам кантаты и оратории. Бах привлекал молодого человека простотой и возвышенностью – теми качествами, которые живут рядом только в гениальных людях.

В ту пору, когда талантливые сыновья Баха затмили славу своего отца, его «Страсти по Матфею», написанные в 1729 году, были забыты почти на сто лет. И Мендельсон совершил великий музыкантский и человеческий подвиг – в 1829 году исполнил «Страсти», тем самым возродив бессмертное творение Баха к новой жизни.

…Но возвратимся на сцену, где Арвид Гаст тепло прощается с поклонниками классического искусства, принимая их восторженные и благодарные овации. Как и полагается в концерте, к дуэту «композитор – исполнитель» присоединяется зритель. И когда затихают звуки, именно его голос становится доминирующим, определяющим настроение зала.

Хочется сделать комплимент нашей публике с ее восторгами и душевными порывами, вдохновляющими исполнителя. Общение с музыкой, ее художественное восприятие оставляют в сердце каждого слушателя глубокие переживания красоты и незабываемые мгновения высокого наслаждения.

Ольга КУРГАНСКАЯ / газета "Истоки"

Вернуться назад