Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930

Наши новости

С Днем народного единства! 4 ноября - один из главных государственных праздников России!.....
В Башгосфилармонии стартовал юбилейный проект «Nostalgie – ФиларМОҢ. 80 лет за 8 вечеров» В январе 2019 года Башкирская государственная филармония имени Хусаина Ахметова отметит 80-летний юб.....
ЭДО-20! Джаз и не только! Большой концерт Эстрадно-джазового оркестра на сцене ГКЗ "Башкортостан" с участием ведущих звёзд джа.....
Восемь вечеров под знаком БГФ В нынешнем сезоне главная концертная организация республики – Башкирская филармония – вошла в своё т.....
WORLD MUSIC: творческий батл оркестров! Оркестр традиционной музыки города Тэгу, Южная Корея VS Национальный оркестр народных инструментов Р.....
НЕВЕРОЯТНЫЕ ГАСТРОЛЬНЫЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ ЭДО БГФ Звуковую сокровищницу «Мосфильма» пополнил аудиодиск Биг-бэнда Башкирской филармонии.....
С ДНЕМ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН! 11 октября Башкортостан празднует День Республики!.....
ГАСТРОЛИ Гастроли коллективов Декабрь 2018.....
ГАСТРОЛИ Гастроли коллективов Ноябрь 2018.....
Nostalgie – ФиларМОҢ! 80 звёздных лет – за 8 вечеров! Вечер первый "Башгосфилармония. Начало…".....

Опрос

Как Вы оцениваете работу филармонии?

Архив

Статьи

Новости

Открытый Республиканский конкурс вокалистов имени Газиза Альмухаметова

Открытый Республиканский конкурс вокалистов имени Газиза Альмухаметова посвящен 100-летию Республики Башкортостан

С 12 по 14 ноября 2018 года в городе Уфе на базе Башкирской государственной филармонии им. Х.Ахметова проводится Открытый Республиканский конкурс вокалистов имени Газиза Альмухаметова.

Подробнее...

Абонементы

Всероссийский старт продажи абонементов

Подробнее...

ЭЛЕКТРОННЫЕ БИЛЕТЫ

Продажа билетов онлайн

Получить всю информацию о  наличии и стоимости билетов  теперь легко: не выходя из дома,   с мобильных устройств, подключенных к сети Интернет.

Подробнее...

Наш репертуар

Сентябрь-Октябрь 2018

Наши партнеры

Министерство культуры Российской Федерации

Министерство культуры Республики Башкортостан

Информационное агентство Башинформ

Культурный мир Башкортостана

2018 - Год Семьи

2018 год объявлен в Башкортостане Годом семьи

Пресса«Время счет ведет вековым пером», Или музыкальные миры Нелли Кадраевой

Вернуться назад

«Время счет ведет вековым пером», Или музыкальные миры Нелли Кадраевой

Автор: Ольга Курганская / газета "Истоки"

Дата: 27.03.2014

В последний день февраля в Органном зале Башкирской государственной филармонии имени Х. Ахметова состоялся вечер фортепианной музыки, который подарила своим землякам лауреат всероссийских и международных конкурсов Нелли Кадраева. На свой клавирабенд она пригласила композиторов, представителей трех столетий. Блестящее выступление пианистки стало ярким событием, вписавшимся в памятную страницу музыкальной жизни Уфы.

Талант, рожденный в Башкортостане

Теперь она в Казани. Окончив Уфимское училище искусств у опытнейшего педагога, заслуженного работника культуры РБ Людмилы Михайловны Горбуновой, Нелли поступила в академию искусств имени З. Исмагилова (кл. Р.Р.Шайхутдинова). «Педагогика дальних результатов» Людмилы Михайловны дала Нелли крепкие основы пианизма, что позволило ей принимать участие и побеждать в конкурсах различного уровня – от регионального до международного. Чтобы оценить профессиональный уровень пианистки, достаточно назвать престижный конкурс имени М. Юдиной (С.-Петербург), где ей сопутствовал успех.

Пробыв в академии четыре года, Нелли приняла решение перевестись в Казанскую консерваторию, в класс великолепного музыканта, профессора Евгения Михайлова. Бесконечно талантливый пианист, яркий и смелый интерпретатор классических сочинений, он не однажды бывал в Уфе с гастрольными концертами, которые всякий раз оставляли в ее утонченной душе все новые и новые впечатления. И она сделала свой выбор. Теперь в выступлении солистки мы слышим результат совместной творческой работы маэстро и его воспитанницы, недавно закончившей аспирантуру.

«Трогать сердца слушателей»

В этом году отмечается 300-летие немецкого композитора Карла Филиппа Эмануэля Баха, чей галантный стиль стал предвестником романтизма. Публика знакома с сочинениями великого Иоганна Себастьяна, а вот музыка его талантливых сыновей в концертном исполнении звучит крайне редко. А между тем, Вольфганг Амадей Моцарт называл второго сына Баха, Филиппа Эмануэля, «музыкальным отцом» своего поколения. Дело в том, что в середине XVIII века начинается перелом в истории музыки, когда меняется ее основное назначение – быть на службе двора и церкви. Теперь новая буржуазная публика ждет от композитора новизны и оригинальности, искренних чувств и трогательных переживаний, созвучных простым людям.

Вот мы и подошли к сочинению Филиппа Эмануэля, чья главная цель – «трогать сердца слушателей, возбуждать и успокаивать страсти». Благодаря молодой пианистке мы познакомились с одной из его 150 клавирных сонат. И старинная музыка соль-мажорной сонаты захватила наше внимание большим скоплением мелодий, невероятно трудных для восприятия, бесконечно движущихся завитков и полукружий, украшений и виртуозных пассажей.

В этом хороводе звуков ей доставляет наслаждение восхищать наш слух.

Отзвучали аплодисменты, и «странствующая» пианистка возвращается из восемнадцатого столетия, чтобы встретиться с Дмитрием Шостаковичем.

Из сокровищницы русской музыки

…В октябре 1942 года в Ташкенте скончался пианист Леонид Николаев. И Дмитрий Дмитриевич посвящает памяти своего профессора скорбный реквием – Вторую сонату для фортепиано. Прощание с учителем – в проникновенном финале, написанном в форме темы с вариациями. Именно такую музыкальную форму любил Николаев.

В этом сочинении, кстати, ранее не звучавшим на уфимской сцене, нам слышится мощный творческий импульс самого Шостаковича – «стремление отражать жизнь». Не заигрывая с публикой внешними эффектами своих композиций, в любом жанре он всегда оставался верен высокому стремлению. Шедевры его искусства сиюминутны, как свидетельство очевидца, и вневременны, как все, что принадлежит сокровищнице человеческого духа.

Вот такая непростая задача – отразить характер времени автора сонаты – стояла перед солисткой, чей пианизм способен творить чудеса. Ее руки обладают в равной мере и мужской силой, и женской пластикой. Порой казалось, что ее игра – за пределами профессиональных возможностей. И благодарная публика не замедлила откликнуться своими восторгами, овациями и цветами.

Зазвучала Вторая соната Сергея Рахманинова, и просветленная русская мелодия хлынула весенним половодьем и свежестью лесных ароматов… Один из наиболее чутких современников композитора, советский музыковед Борис Асафьев заметил, что в эти годы, накануне Первой мировой войны, «даже созерцательная рахманиновская лирика была насыщена интуитивно глубоким чувством взволнованной психики русского человека предвоенной поры». Появились мрачно-трагические образы и темы, для выражения которых требовался более сложный, напряженный музыкальный язык. Под пальцами пианистки звучат тревожные мысли композитора о своей главной, заветной теме Родины, и слушатель сопереживает чувствам великого художника и гражданина.

Фантастические видения «Ночного Гаспара»

Концертную программу Нелли Кадраевой украсил фортепианный цикл Мориса Равеля «Ночной Гаспар», датированный 1908 годом. Вдохновенная фантазия французского импрессиониста навеяла ему музыкальное сочинение с таким загадочным названием. Первая пьеса этого триптиха - «Ундина», где исполнителю открывается возможность проявить оригинальное мастерство интерпретатора.

…Словно из морской пены появляется Ундина, и мы слышим ее проникновенный и нежный голос, возникающий из прозрачности капель дождя. Трудно представить себе больший эмоциональный контраст, когда на смену струящемуся «волшебству» приходит зловещий импрессионизм «Виселицы». Странный шорох звучаний, тревожащие гармонические созвучия, строгость движения – и все это, согласно воле Равеля, без малейшего ускорения или замедления.

Невыразимая таинственность загадочных аккордов, заманивающих во тьму своих диссонансов, сопровождается томительной атмосферой ужаса. Выдающийся французский пианист Альфред Корто отмечал: «Трудность исполнения этой композиции в том, что пианист должен владеть различными ощущениями клавиш». Подобные поиски звучания и решения технических задач продолжаются и в «Скарбо» (домовой), где Равель был склонен к широкому виртуозному жесту. И образы, возникающие во время лихорадочной бессонницы, отражены в крайней подвижности и непостоянстве ритмов. Стремительные такты скрещиваются с другими, не согласуясь, смешиваясь в кажущемся беспорядке. Но в итоге все организуется в безупречную форму скерцо, пролетающего на одном дыхании.

…Все эти впечатления заблудившегося, болезненного воображения колеблются под пером Равеля, пока не исчезает дрожащее отражение насмешливого видения. Ослепительность, с которой он создавал свои фантастические «поэмы», делает честь его музыкальному вкусу не в меньшей мере, чем высокому мастерству. «Ночной Гаспар» и сегодня обогащает фортепианный репертуар исполнителей, являясь одним из самых изумительных примеров инструментальной изобретательности.

И Нелли Кадраева с ее феерической виртуозностью, красочной звуковой палитрой и убедительной трактовкой авторских замыслов, оставляет потрясающее впечатление.

Сольный концерт в родном городе – это всегда большая ответственность, волнение, но это и повод встретиться с бывшими однокурсниками, друзьями и преподавателями. Все они здесь. Где-то в глубине зала за свою любимицу переживает Людмила Михайловна, чей строгий взгляд следит за ее выступлением, а сердце переполняет гордость и счастье встречи с талантливой ученицей, превзошедшей все наши ожидания.

Ольга Курганская / газета "Истоки"

Вернуться назад