Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Наши новости

В Новый 2018й - в компании с ЭДО! Эстрадно-джазовый оркестр снялся в новогоднем клипе телеканала "Вся Уфа".....
СИСЕЛГӘН ТӨШ Марсель Ҡотоевтың "Төш"ө нимә тураһында булды?.....
Олег Киреев и Этно-джаз бэнд «Орлан» представят новую программу 21 декабря Олег Киреев и Этно-джаз бэнд «Орлан» представят программу «ОТ БИБОПА ДО ХАРДБОПА»......
Международный фестиваль «Музыка, рождённая ветром» завершился Фееричным гала-концертом завершился первый Международный фестиваль этнических духовых инструментов «.....
Услышьте "Музыку, рождённую ветром"! Завтра, 12 декабря, состоится грандиозный Гала-концерт фестиваля "Музыка, рождённая ветром".....
До свидания, "Аманат"! Здравствуй, "Музыка, рождённая ветром"! Стали известны имена победителей II Республиканского конкурса исполнителей на башкирских народных ин.....
«Музыка, рождённая ветром»: Монголия-Казахстан-Россия! На форуме будет представлена музыкальная этнокультура Монголии, Казахстана и России!.....
«Музыка, рождённая ветром»: узбекские «родственники» башкирских инструментов! Представляем дуэт из Ташкента: Фархад Бабаназаров и Ровшанджон Юнусов.....
Башҡорт ҡумыҙы Якутияла яңғыраны Ноябрҙең һуңғы көндәрендә Саха Республикаһында (Якутия) мәртәбәле байрам – “Хомус көнө” уҙғарылды......

Опрос

Как Вы оцениваете работу филармонии?

Архив

Статьи

Новости

ЭЛЕКТРОННЫЕ БИЛЕТЫ

Продажа билетов онлайн

Получить всю информацию о  наличии и стоимости билетов  теперь легко: не выходя из дома,   с мобильных устройств, подключенных к сети Интернет.

Подробнее...

Наш репертуар

Декабрь 2017

Наши партнеры

Министерство культуры Российской Федерации

Министерство культуры Республики Башкортостан

Информационное агентство Башинформ

Культурный мир Башкортостана

НовостиПо ком звонят городские куранты?

Вернуться назад

По ком звонят городские куранты?

Автор: Лиана Исламова / Журнал "Рампа"

Дата: 25.03.2014

В Уфе отметили 100-летие одного из классиков башкирской музыки – Хусаина Файзулловича Ахметова. 23 января в зале Уфимского училища искусств большой симфонический концерт, составленный из недавно написанных опусов наших с вами земляков, открылся вступлением к опере «Современники». А на следующий день в Большом зале Башгосфилармонии, которая теперь носит имя Х. Ахметова, состоялся концерт из сочинений юбиляра. В прессе замелькали статьи и заметки об Ахметове. В калейдоскопе юбилейных речей и строк возникало и другое имя – Гульназ Галина.

Гульназ Салаватовна – кандидат филологических наук, доцент Академии искусств им. З. Исмагилова, музыковед, член СК России и РБ, автор первой значительной монографии об этом композиторе. На сегодняшний день волею обстоятельств именно она сконцентрировала в себе тот безусловный преданный интерес и ответственность за судьбу наследия выдающегося башкирского композитора поколения «аксакалов», благодаря которому мы имеем в наличии не только книгу, но и серьёзного эксперта во всём, что касается дела и памяти Х. Ахметова.

Сегодня Гульназ Салаватовна – гость «Рампы». Пользуясь возможностью, мы беседуем, фактически, о том, почему в наших краях только очень круглая дата может сдвинуть с места каменеющую глыбу забвения, и как жизнь переходила в историю на примере судьбы одной яркой личности.

- Гульназ Салаватовна, наверняка вы совсем не случайно оказались автором книги об Ахметове, которая в эти дни столь востребована. Расскажите, как проходила эта работа, что вас заставило писать именно о нём?

- Конечно, не случайно. Я знала его уже лет с трёх. Мои родители относились к нему с большим уважением; с отцом они были близкие друзья, оба из Баймакского района, из соседних деревень, оба задушевно пели народные песни, часто ходили в гости друг к другу. Я называла его Хусаин-олатай, так на башкирском обращаются близкие к тем мужчинам, что старше их отца. И он всегда относился ко мне по-родственному, по-отечески.

Когда я окончила институт искусств и осталась здесь работать, наша завкафедрой раздала преподавателям задания, призывая заполнить пустоты в познании творчества башкирских композиторов. Мне достался тогда Хусаин Ахметов, просто совпало так. Я обдумывала тему, изучала ноты, писала отдельные материалы, но до книги добралась не скоро, через годы. На дворе было уже начало 90-х, переоценка ценностей, опрокинувшая массовое сознание. В какой-то момент я даже подумала: а как же теперь обо всём этом писать, если Ленин, партия, советские идеалы попросту обнулились? Многие сочинения Хусаина Ахметова, которые принесли ему славу, стали морально устаревать на глазах. И сам Хусаин Файзуллович, пережив несколько инфарктов, уже был стар и немощен. Когда я пришла к нему в декабре 1992-го и сказала, что дописала книгу о нём, он смотрел на меня отрешённо, и видно было – всё земное ему уже совершенно безразлично…

- А что вы запомнили о нём из времени своего детства?

- Мой отец Салават Галин был очень известный фольклорист, доктор наук; дядя – писатель Газим Шафиков, и в нашем доме часто бывали люди искусства, художники, артисты, литераторы…. Хусаин Файзуллович выделялся среди них особой статью, представительностью. У него была чудесная супруга-врач Рауза-апай, она выхаживала его и продлила ему жизнь по меньшей мере на несколько лет. Трое детей - младший и долгожданный сын Мурад и две дочери. Старшую, Зульфиру-апай, я впервые увидела только на похоронах Ахметова… Помню его огромную пятикомнатную квартиру на Тукаева - с необъятной библиотекой, с двумя роялями, в то время как 90 процентов уфимцев жили в коммуналках и тесных хрущёвках…

- Речь идёт о 60-х, 70-х годах, ведь так? Наверное, непросто в то время было заслужить столь роскошные условия жизни?

- В советское время так жили все композиторы Башкирии. Их было мало тогда, всего человек восемь-девять. Обеспечены они были по-царски, отдыхали бесплатно то в Юматово, то в доме творчества в Рузе, где всё было к их услугам, даже профессионалы-консультанты. Хусаин Файзуллович рассказывал мне, как его встречали в родной деревне Чингизово – посылали машину за ним, выходили всем миром с песнями и охапками цветов. Композиторы были тогда полубогами. Сейчас их у нас гораздо больше - и никаких привилегий, всё как у всех.

- Квартира на улице Тукаева после смерти хозяина осталась его родным и близким? Наверное, со временем там мог бы расположиться музей Хусаина Ахметова?

- Да, планировка удачная и гигантский архив композитора мог бы здесь разместиться. Но судьба распорядилась иначе. Мурад в 2006-м скоропостижно умер в больнице от осложнения после операции. Вскоре ушла и Рауза Фатиховна. Дочь Гульнара была больна, она давно жила отдельно. Зульфира Хусаиновна, преуспевающий, очень занятой человек, специально приехала из Москвы, чтобы позаботиться о фамильном имуществе, архивах отца. Она продала квартиру, рояль и попросила меня помочь быстро разобрать вещи. Целые шкафы были забиты клавирами, нотами, журналами, статьями… Когда я перебрала, наконец, все ящики с рукописями Хусаина Файзулловича, из других шкафов посыпались такие же стопки с нотами и рукописями Мурада… Несколько машин со всем этим имуществом отправились в уфимские библиотеки - оперного театра, академии искусств, Союза композиторов РБ… Большая часть наследия была принята Госархивом общественных объединений РБ, часть вещей уехала в Чингизово, где был открыт музей Ахметова. Многое из этого имущества до сих пор нуждается в скрупулёзной архивной обработке профессиональных музыковедов…

- В год юбилея композитора его сочинения звучат очень активно. А что вы могли бы сказать о естественной, постоянной жизни музыки Хусаина Ахметова? Насколько она выдерживает испытание временем? Кто её исполняет в наши дни?

- Наиболее жизнеспособны в его большом наследии песни и романсы. Он оставил их более 300. Эти песни сопровождали меня всю жизнь, они на слуху у сотен тысяч жителей республики благодаря радио. «Родная деревня», «Герой полей», «Уфа - прекрасная столица»… Я часто слышу, приближаясь к академии по утрам, как куранты на Советской площади играют мелодию этой песни, её начальную фразу. А как популярна была пьеса «Утро Урала», записанная на радио в исполнении ансамбля скрипачей под управлением М. Швайштейна! Их много, бессмертных мелодий Ахметова, но, увы, мы мало дорожим этими сокровищами. В 1999-ом, в год его 85-летия, состоялся концерт в Большом зале БГФ, который я до сих помню - настолько любовно и грамотно он был организован и исполнен… А вот торжества в том же зале по слуаю 100-летия уже значительно уступали образцу 99-го года. Опера «Нэркэс» была поставлена в 1994 году единственный раз и вряд ли будет повторена. О «Современниках» и вовсе нет речи, эта опера осталась там, в своём времени…

- Кто, кроме вас, пишет сегодня об Ахметове, ведь все республиканские издания наверняка пожелали «отметиться» в этой теме?

- Вопрос в точку, наболевший. Дело в том, что уже в январе я столкнулась с тем, как нарушаются в интернете авторские права. Просматривая разные газеты и журналы со статьями к 100-летию композитора, я с удивлением обнаруживала целые абзацы и полосы из своих статей и книги. В редакциях мне смущённо объясняли, что материалы были предоставлены филармонией, а там ссылались на… интернет. Могучий анонимный источник, где гуляют наши тексты без всяких авторских обозначений! Попадались, правда, и «честные», эксклюзивные статьи. В газету «Башкортостан» очень интересно написал почётный гражданин Сибая Р. Утягулов. Побольше бы таких материалов…

- Вопрос о музее так и остался открытым?

- Пока да. Зато имя Хусаина Ахметова носят Башгосфилармония, одна из улиц, конкурсы, фонды. Это уже немало для сохранения памяти.

Беседовала Лиана Исламова / Журнал "Рампа"

Вернуться назад