Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031

Наши новости

WORLD MUSIC: творческий батл оркестров! Оркестр традиционной музыки города Тэгу, Южная Корея VS Национальный оркестр народных инструментов Р.....
НЕВЕРОЯТНЫЕ ГАСТРОЛЬНЫЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ ЭДО БГФ Звуковую сокровищницу «Мосфильма» пополнил аудиодиск Биг-бэнда Башкирской филармонии.....
С ДНЕМ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН! 11 октября Башкортостан празднует День Республики!.....
ГАСТРОЛИ Гастроли коллективов Ноябрь 2018.....
Nostalgie – ФиларМОҢ! 80 звёздных лет – за 8 вечеров! Вечер первый "Башгосфилармония. Начало…".....
ГАСТРОЛИ Гастроли коллективов Декабрь 2018.....
Отмена концерта! 23 ноября концерт мужского вокального ансамбля "АНТЕМ" (Санкт-Петербург) отменяется по независящим.....
НА МЕЖДУНАРОДНОМ КОНКУРСЕ «СОЛНЕЧНЫЙ ПАВЛИН» БАШКИРСКИЙ КУРАЙ ПРИЗНАН ЛУЧШИМ Заслуженный артист Башкортостана Азат Бикчурин стал лауреатом I степени Международного конкурса!.....
Башкирская филармония торжественно открыла 80-й творческий сезон Башкирская государственная филармония им.Х.Ахметова открыла юбилейный сезон большим концертом под на.....
С днём Учителя! Башкирская филармония от всей души поздравляет всех педагогов с Днём Учителя!.....

Опрос

Как Вы оцениваете работу филармонии?

Архив

Статьи

Новости

Полезное

Открытый Республиканский конкурс вокалистов имени Газиза Альмухаметова

Открытый Республиканский конкурс вокалистов имени Газиза Альмухаметова посвящен 100-летию Республики Башкортостан

С 12 по 14 ноября 2018 года в городе Уфе на базе Башкирской государственной филармонии им. Х.Ахметова проводится Открытый Республиканский конкурс вокалистов имени Газиза Альмухаметова.

Подробнее...

Абонементы

Всероссийский старт продажи абонементов

Подробнее...

ЭЛЕКТРОННЫЕ БИЛЕТЫ

Продажа билетов онлайн

Получить всю информацию о  наличии и стоимости билетов  теперь легко: не выходя из дома,   с мобильных устройств, подключенных к сети Интернет.

Подробнее...

Наш репертуар

Сентябрь-Октябрь 2018

Наши партнеры

Министерство культуры Российской Федерации

Министерство культуры Республики Башкортостан

Информационное агентство Башинформ

Культурный мир Башкортостана

2018 - Год Семьи

2018 год объявлен в Башкортостане Годом семьи

ПрессаСказка – ложь, да в ней намёк…

Вернуться назад

Сказка – ложь, да в ней намёк…

Автор: Светлана ПЛАТОНОВА / "РАМПА"

Дата: 23.05.2018

По следам концерта-сказки "О чём поют птицы?" Национального оркестра народных инструментов РБ

Весь день было предощущение праздника. И после завершения сказки оно удесятерилось, когда маленький народ, размахивая белыми птичками-флажками, хлынул на сцену, увлекая за собой и взрослых. Общались долго, всласть, фотографировались, и даже работницы гардероба отнеслись к нам, опаздывающим за пальто, с пониманием, не сердились.

Яркость красок била в глаза, в самое сердце. Лирическая прелесть музыки проникала в душу, вовлекая в переживания всех – от мала до велика.

Шоу? Да! Мультипликация – анимационный ряд художницы Лианы Нигаметзяновой, кропотливая работа режиссера – Екатерины Рафай, лаконичность актёрских жестов и перемещений, выпуклая речь артистов – без утрирования. Безусловно – молодцы, такие талантливые! Хан – колоритный актёр Башкирской драмы Фиргат Гарипов, Егет – выразительный чтец Данил Гуфранов, рассказчица – заслуженная артистка РБ Гульшат Гайсина из Молодёжного театра с завораживающим голосом – конечно, они герои вечера. Ещё больших одобрений заслужила Шаура Сагитова[1]. Именно её, молодую, красивую, все дружно приветствовали, когда замерли последние звуки написанной ею музыкальной сказки. Сказки-притчи.

Да, вы ещё не знаете? Большой зал БГФ стал местом паломничества 26 апреля, в день премьеры музыкальной сказки-притчи «О чём поют птицы?»!

Оказывается, автором идеи выступил молодой (как это важно! – все постановщики и участники – молодые!) – молодой дирижёр, художественный руководитель Национального оркестра народных инструментов Линар Давлетбаев. Вот часть его рассказа: «Герои сказки – Хан и Егет. Хан выступает не в привычном для всех сказок амплуа. Это зрелый мужчина с высокой культурой и богатым внутренним миром, он прислушивается к советам и делает мудрые выводы. А Егет – своего рода ангел, спустившийся с небес на землю. Он несёт Хану и его работникам мудрую мысль».

Оказывается, Линар Талгатович сочинил сказку и прочёл её своему сыну, и только после его одобрения начал искать автора для музыки. Остановил свой выбор на Шауре Сагитовой. Конечно, знаю, они давно и немало сотрудничают. Шаура вдохновилась идеей, написала то, что нужно. Из всего оркестрового материала Линару (как и нам) особенно понравилась тема «Яблоневый сад». Откуда взялась сама идея яблоневого сада? Когда Линар придумывал сказку, представлял себе цветущий яблоневый сад. Он уверен, что яблоневый сад – это показатель высокой культуры человека. Почему? Сад требует ухода и бережного отношения к себе. Значит, человек, который за ним ухаживает – человек глубокий, думающий…

Дорогой читатель! Мелодия «Яблоневого сада» выложена в сетях[2]. Там есть и другие мелодии нашего композитора. Но эта! Послушайте её! Нежная, певучая. Словно несущая неповторимый запах цветов, обещающих сочный урожай. Лирика – точно попадающая на те самые струнки! Ясная, как рисунки в спектакле на сцене Башкирской государственной филармонии.  

Написано: «Потрясающий (слово из обнародованных отзывов – чья же это оценка?) музыкальный материал Шауры Сагитовой делает музыку главным героем притчи: музыка приглашает зрителя в прекрасный край, музыка сопереживает главным героям – радуется и грустит вместе с ними».

Автору предлагаемого вам материала, читатель, важным показалось добыть эксклюзивный взгляд, взгляд изнутри. Вот он.

Голос из оркестра. «О чём поют птицы?»

«Работа над сказкой заняла самый длительный период времени в истории оркестра. Первые части мы начали учить примерно полтора года назад. Музыка писалась постепенно. По мере готовности партитуры, оркестр получал новые части.

Работали над произведением особенно интенсивно в последний месяц. Нужно было сводить литературный текст (чтец), действия актёров и музыку. За несколько репетиций, уже на сцене, в создание картины целого включились осветители, художник, мастера видеопроекции.  

Музыка Шауры Сагитовой раскрывает новые оркестровые краски. Из новаторского можно отметить её восприятие группы кураев. Впервые эта группа была разделена на 4 самостоятельных голоса. В номере «Егет» композитор использует непривычные для группы кураев полифонические приёмы. Звучит очень красиво. Однако выстраивание звучания потребовало специфической, долгой работы и дирижёра, и кураистов. Эта часть оркестровой сюиты постоянно была в работе, необходимо было выверять академический строй инструментов (кураи по природе не отличаются лёгкостью настройки): играть кураистам полифонию, при этом точно интонируя, весьма трудно.

В целом, сказка насыщена сложными мелодическими линиями, есть лейттемы, лейттембры. Из особенностей музыки можно назвать и прозрачность фактуры (так для НОНИ никто не писал), много делений партий на голоса – “дивизи”. Такой приём и создаёт сказочность: воздушность, лёгкость, таинственность. Всё это также требовало особого внимания дирижёра и оркестрантов. Каждый голос “на виду”. Композитор применяет тембровую режиссуру: каждой группе инструментов поручается выражение какого-то настроения, краски, эмоции.

Флейта проводит единую образную линию – природы. Партии домр разными красочными приёмами передают хрупкость, сверкание льда; есть изображение праздника, удали и веселья.

Успешное исполнение сказки обеспечивается, в том числе, и акустическим удобством, так как присутствует ощущение камерности, в некотором роде, интимности высказывания (и исполнения). Возникает очень личная атмосфера. Словно легенда рассказывается “один на один”, “от сердца к сердцу”, а не публично». Видите? Вот что сказали мне из оркестра…

Каков же вывод? Башкирская филармония имени Хусаина Ахметова превращается в театр? Ну и что? У нынешнего директора БГФ Айдара Зубайдуллина, активно, профессионально помогавшего дружной бригаде постановщиков – планов громадьё. Просто фонтан идей, ещё и не таких! – одна другой грандиознее. Люди говорят о них – кто с восторгом, кто с недоверием. Я же хочу пожелать Айдару Хизбулловичу и всем нам – пусть сказка станет былью.

Побывала на спектакле Светлана Платонова



[1] Именно о ней, о том, как же рождаются звуки, в январе 2018 года «Рампа» разместила замечательное интервью Алисы Сабировой «Шаура Сагитова: музыка в моей голове».

[2] Это его камерный вариант, студийная версия: Язгуль Янбекова (виолончель), Инна Фоменко (флейта), Шаура Сагитова (клавиши). Звукооператор – Юлай Тауылбаев.

 

 

Добавить комментарий
Добавить комментарий
Имя *:
Сообщение *:
Сложите * : 47 + 14

Вернуться назад