Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31

Наши новости

РӘҮИЛ БИКБАЕВҠА - 80 ЙӘШ! Башҡортостандың халыҡ шағиры, Салауат Юлаев исемендәге дәүләт премияһы лауреаты Рауил Бикбаев 80 йәш.....
БАШҠОРТ ЭСТРАДАҺЫНДА РЕВОЛЮЦИЯ! АФАРИН, ТИМУР! Был концертты беҙ генә түгел, тамашасы ла түҙемһеҙләнеп көттө........
АБДУЛЛА СОЛТАНОВ 90 ЙӘШЕН БИЛДӘЛӘНЕ Башҡорт дәүләт филармонияһында Абдулла ағай Солтановтың юбилей кисәһе үтте.....
«ДАЛАН»ДАР – ГӨРЛӘШӘ, ЯҠТАШТАР - ОСРАША! Артур Туҡтағолов етәкселегендәге легендар «Далан» эстрада төркөмө милләттәштәрәбеҙ күпләп йәшәгән тө.....
ҠОТЛАЙБЫҘ! 9 һәм 10 ноябрь Туймазы ҡалаһында «Оҙон көй - 2018» Төбәк-ара башҡорт халыҡ йырын башҡарыусылар ко.....
С Днем народного единства! 4 ноября - один из главных государственных праздников России!.....
В Башгосфилармонии стартовал юбилейный проект «Nostalgie – ФиларМОҢ. 80 лет за 8 вечеров» В январе 2019 года Башкирская государственная филармония имени Хусаина Ахметова отметит 80-летний юб.....
ЭДО-20! Джаз и не только! Большой концерт Эстрадно-джазового оркестра на сцене ГКЗ "Башкортостан" с участием ведущих звёзд джа.....
Восемь вечеров под знаком БГФ В нынешнем сезоне главная концертная организация республики – Башкирская филармония – вошла в своё т.....
WORLD MUSIC: творческий батл оркестров! Оркестр традиционной музыки города Тэгу, Южная Корея VS Национальный оркестр народных инструментов Р.....

Независимая оценка качества оказания услуг

ПРОЙТИ ОПРОС

Архив

Статьи

Новости

Полезное

Конкурс исполнителей на башкирских народных инструментах «АМАНАТ»

Конкурс «Аманат» вновь откроет новые имена

17 и 18 декабря 2018 года в Уфе состоится III Республиканский конкурс исполнителей на башкирских народных инструментах «АМАНАТ» (думбыра, кыл-кубыз).

Подробнее...

Абонементы

Всероссийский старт продажи абонементов

Подробнее...

ЭЛЕКТРОННЫЕ БИЛЕТЫ

Продажа билетов онлайн

Получить всю информацию о  наличии и стоимости билетов  теперь легко: не выходя из дома,   с мобильных устройств, подключенных к сети Интернет.

Подробнее...

Наш репертуар

Декабрь 2018

Наши партнеры

Министерство культуры Российской Федерации

Министерство культуры Республики Башкортостан

Информационное агентство Башинформ

Культурный мир Башкортостана

2018 - Год Семьи

2018 год объявлен в Башкортостане Годом семьи

ПрессаСказка – ложь, да в ней намёк…

Вернуться назад

Сказка – ложь, да в ней намёк…

Автор: Светлана ПЛАТОНОВА / "РАМПА"

Дата: 23.05.2018

По следам концерта-сказки "О чём поют птицы?" Национального оркестра народных инструментов РБ

Весь день было предощущение праздника. И после завершения сказки оно удесятерилось, когда маленький народ, размахивая белыми птичками-флажками, хлынул на сцену, увлекая за собой и взрослых. Общались долго, всласть, фотографировались, и даже работницы гардероба отнеслись к нам, опаздывающим за пальто, с пониманием, не сердились.

Яркость красок била в глаза, в самое сердце. Лирическая прелесть музыки проникала в душу, вовлекая в переживания всех – от мала до велика.

Шоу? Да! Мультипликация – анимационный ряд художницы Лианы Нигаметзяновой, кропотливая работа режиссера – Екатерины Рафай, лаконичность актёрских жестов и перемещений, выпуклая речь артистов – без утрирования. Безусловно – молодцы, такие талантливые! Хан – колоритный актёр Башкирской драмы Фиргат Гарипов, Егет – выразительный чтец Данил Гуфранов, рассказчица – заслуженная артистка РБ Гульшат Гайсина из Молодёжного театра с завораживающим голосом – конечно, они герои вечера. Ещё больших одобрений заслужила Шаура Сагитова[1]. Именно её, молодую, красивую, все дружно приветствовали, когда замерли последние звуки написанной ею музыкальной сказки. Сказки-притчи.

Да, вы ещё не знаете? Большой зал БГФ стал местом паломничества 26 апреля, в день премьеры музыкальной сказки-притчи «О чём поют птицы?»!

Оказывается, автором идеи выступил молодой (как это важно! – все постановщики и участники – молодые!) – молодой дирижёр, художественный руководитель Национального оркестра народных инструментов Линар Давлетбаев. Вот часть его рассказа: «Герои сказки – Хан и Егет. Хан выступает не в привычном для всех сказок амплуа. Это зрелый мужчина с высокой культурой и богатым внутренним миром, он прислушивается к советам и делает мудрые выводы. А Егет – своего рода ангел, спустившийся с небес на землю. Он несёт Хану и его работникам мудрую мысль».

Оказывается, Линар Талгатович сочинил сказку и прочёл её своему сыну, и только после его одобрения начал искать автора для музыки. Остановил свой выбор на Шауре Сагитовой. Конечно, знаю, они давно и немало сотрудничают. Шаура вдохновилась идеей, написала то, что нужно. Из всего оркестрового материала Линару (как и нам) особенно понравилась тема «Яблоневый сад». Откуда взялась сама идея яблоневого сада? Когда Линар придумывал сказку, представлял себе цветущий яблоневый сад. Он уверен, что яблоневый сад – это показатель высокой культуры человека. Почему? Сад требует ухода и бережного отношения к себе. Значит, человек, который за ним ухаживает – человек глубокий, думающий…

Дорогой читатель! Мелодия «Яблоневого сада» выложена в сетях[2]. Там есть и другие мелодии нашего композитора. Но эта! Послушайте её! Нежная, певучая. Словно несущая неповторимый запах цветов, обещающих сочный урожай. Лирика – точно попадающая на те самые струнки! Ясная, как рисунки в спектакле на сцене Башкирской государственной филармонии.  

Написано: «Потрясающий (слово из обнародованных отзывов – чья же это оценка?) музыкальный материал Шауры Сагитовой делает музыку главным героем притчи: музыка приглашает зрителя в прекрасный край, музыка сопереживает главным героям – радуется и грустит вместе с ними».

Автору предлагаемого вам материала, читатель, важным показалось добыть эксклюзивный взгляд, взгляд изнутри. Вот он.

Голос из оркестра. «О чём поют птицы?»

«Работа над сказкой заняла самый длительный период времени в истории оркестра. Первые части мы начали учить примерно полтора года назад. Музыка писалась постепенно. По мере готовности партитуры, оркестр получал новые части.

Работали над произведением особенно интенсивно в последний месяц. Нужно было сводить литературный текст (чтец), действия актёров и музыку. За несколько репетиций, уже на сцене, в создание картины целого включились осветители, художник, мастера видеопроекции.  

Музыка Шауры Сагитовой раскрывает новые оркестровые краски. Из новаторского можно отметить её восприятие группы кураев. Впервые эта группа была разделена на 4 самостоятельных голоса. В номере «Егет» композитор использует непривычные для группы кураев полифонические приёмы. Звучит очень красиво. Однако выстраивание звучания потребовало специфической, долгой работы и дирижёра, и кураистов. Эта часть оркестровой сюиты постоянно была в работе, необходимо было выверять академический строй инструментов (кураи по природе не отличаются лёгкостью настройки): играть кураистам полифонию, при этом точно интонируя, весьма трудно.

В целом, сказка насыщена сложными мелодическими линиями, есть лейттемы, лейттембры. Из особенностей музыки можно назвать и прозрачность фактуры (так для НОНИ никто не писал), много делений партий на голоса – “дивизи”. Такой приём и создаёт сказочность: воздушность, лёгкость, таинственность. Всё это также требовало особого внимания дирижёра и оркестрантов. Каждый голос “на виду”. Композитор применяет тембровую режиссуру: каждой группе инструментов поручается выражение какого-то настроения, краски, эмоции.

Флейта проводит единую образную линию – природы. Партии домр разными красочными приёмами передают хрупкость, сверкание льда; есть изображение праздника, удали и веселья.

Успешное исполнение сказки обеспечивается, в том числе, и акустическим удобством, так как присутствует ощущение камерности, в некотором роде, интимности высказывания (и исполнения). Возникает очень личная атмосфера. Словно легенда рассказывается “один на один”, “от сердца к сердцу”, а не публично». Видите? Вот что сказали мне из оркестра…

Каков же вывод? Башкирская филармония имени Хусаина Ахметова превращается в театр? Ну и что? У нынешнего директора БГФ Айдара Зубайдуллина, активно, профессионально помогавшего дружной бригаде постановщиков – планов громадьё. Просто фонтан идей, ещё и не таких! – одна другой грандиознее. Люди говорят о них – кто с восторгом, кто с недоверием. Я же хочу пожелать Айдару Хизбулловичу и всем нам – пусть сказка станет былью.

Побывала на спектакле Светлана Платонова



[1] Именно о ней, о том, как же рождаются звуки, в январе 2018 года «Рампа» разместила замечательное интервью Алисы Сабировой «Шаура Сагитова: музыка в моей голове».

[2] Это его камерный вариант, студийная версия: Язгуль Янбекова (виолончель), Инна Фоменко (флейта), Шаура Сагитова (клавиши). Звукооператор – Юлай Тауылбаев.

 

 

Добавить комментарий
Добавить комментарий
Имя *:
Сообщение *:
Сложите * : 57 + 49

Вернуться назад