<< декабрь 2018>> | ||||||
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | |||||
3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 |
17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 |
24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
31 |
Наши новости
Независимая оценка качества оказания услуг
Абонементы
ЭЛЕКТРОННЫЕ БИЛЕТЫ
Продажа билетов онлайн
Получить всю информацию о наличии и стоимости билетов теперь легко: не выходя из дома, с мобильных устройств, подключенных к сети Интернет.
Пресса ⇒ Человек-оркестр
Человек-оркестр
Автор: Марина ЛУГОВАЯ / газета "Республика Башкортостан"
Дата: 14.09.2018
Рамил Гайзуллин может сыграть и… носом
Заслуженный артист России Рамил Гайзуллин широко известен не только в нашей республике, но и далеко за ее пределами. Солист-кураист и мультиинструменталист, дирижер и педагог, общественный деятель, Гайзуллин вкладывает много труда в развитие национальных музыкальных традиций. Рамил Мавлитович — вдохновитель и создатель Национального оркестра народных инструментов РБ. Особо следует отметить организацию такого крупного проекта, как Международный конкурс-фестиваль оркестров и ансамблей народных инструментов «Зов Урала». Форум получил много положительных отзывов и имеет высокий статус в музыкальном пространстве России.
Курай вместо стоматолога
Гора Ямантау, река Инзер, завораживающая своей чарующей суровостью природа Белорецкого района… Среди этой красоты в поселке Татлы (ныне — Межгорье) в многодетной семье последним — шестым ребенком появился на свет Рамил Гайзуллин. Семья была музыкальной, хотя никто из старших братьев и сестер не связал свою жизнь с музыкой. Отец играл на гармони и баяне, мама — на мандолине и еще хорошо пела. Отец рано ушел из жизни — в 31 год: Рамилу было тогда чуть больше года. Маме, работавшей в леспромхозе поваром, пришлось одной поднимать детей.
Мальчишкой он разобрал баян на запчасти — пришлось новый купить. Понемногу играл. «Как-то после третьего класса поехали на сенокос, — рассказывает музыкант. — Там у меня разболелись зубы. Тогда мама отрезала тростник и сказала: «Подуй, и боль пройдет». Я так и сделал. И действительно, зубы перестали болеть. А дня через два упражнений появился звук. Мне понравилось, и, можно сказать, уже тогда я выбрал свою профессию».
Уже в седьмом классе состоялось первое публичное выступление юного музыканта. Народная песня «Азамат» в его исполнении вызвала шквал аплодисментов односельчан. Талантливого парнишку трижды вызывали на бис. А возвращаясь с сенокоса с кураем в руках — о, господин случай, — он встретил легендарного Гали Хамзина, который благословил юного музыканта на поступление в училище искусств.
Три года учился в школе-интернате в Белорецке. Первый учитель, Мухарям-агай, дал самые необходимые знания: по постановке пальцев и системе дыхания. В Уфимском училище искусств, где Рамил продолжил обучение, его наставником стал известный кураист, народный артист РБ Ришат Рахимов. Рамил закончил ссуз по двум специальностям — труба и курай. Владение трубой пригодилось в армии — он отбывал службу в оркестре.
«Настоящим кураистом я стал в институте искусств. Приходилось непросто, занимался по пять часов в день, — делится воспоминаниями маэстро. — В итоге научился играть не только на курае — освоил кубыз и искусство горлового пения — узляу».
Только первые места
В 1987 году музыкант успешно прошел прослушивание и пришел в филармонию, где трудится и по сей день. Объездил всю республику и страну — сначала в творческих бригадах Рамазана Янбекова, Ильфака Смакова, затем в составе фольклорно-эстрадной группы «Ядкар».
Вскоре появился и его авторский проект «Человек-оркестр». «Со временем мне захотелось чего-то большего, нежели просто выступать с кураем, — рассказывает Рамил Мавлитович. — Я много ездил, повидал немало разных оркестров. А в 2001 году на свет появилось и мое творческое детище — Национальный оркестр народных инструментов. В нашей профессиональной копилке только первые места, три Гран-при: два — международного уровня, один — всероссийского. Оркестр побывал в Казахстане, Казани, Москве, Волгограде, Магнитогорске. В некоторых странах были по нескольку раз. Дважды провел «Парад дирижеров»: с республиканскими дирижерами — имени Николая Калинина, с российскими — имени Людмилы Зыкиной.
К слову, я закончил дирижерское отделение Челябинской академии культуры и искусства, Башкирскую академию государственной службы и управления при президенте РБ по специальности «менеджмент». Вот эта последняя профессия оказывает мне в работе неоценимую помощь».
Под Нура Даутова вальсировала Южная Америка
Идею и формат фестиваля-конкурса оркестров и ансамблей народных инструментов Рамил Мавлитович вынашивал давно. В гастрольных поездках жадно впитывал все: и традиционное, и новое, прикидывал, анализировал. И вот в 2012 году состоялся первый международный музыкальный форум. «Зов Урала» стал уникальным проектом: на одной сцене выступали крупные оркестры и дуэты, маститые и начинающие музыканты из разных городов России и зарубежья. Звучали русские, башкирские, казахские, узбекские, кавказские, чувашские, турецкие, китайские и другие мелодии. «Благодаря проекту музыка Башкортостана — народная и авторская — становится известной во всем мире, — утверждает он. — В положении фестиваля есть пункт о желательном исполнении произведения композитора Башкортостана или обработки народной песни. Так, в Южной Америке звучат «Вальс» Ильдара Хисамутдинова и «Девичий танец» Нура Даутова».
Рассказывает Джихан Юртчу, доцент кафедры народных инструментов Государственной консерватории турецкой музыки (Стамбул): «С другом и коллегой Рамилом Гайзуллиным я познакомился в феврале 2014 года на Первом Международном симпозиуме Кавала, организованном Стамбульским техническим университетом. Глубокие знания и профессионализм, мастерское владение инструментами, которые продемонстрировал Гайзуллин, потрясли всю аудиторию, включая меня. Через год мне посчастливилось выступить с ним дуэтом на II Международном фестивале «Зов Урала», куда я был приглашен в качестве члена жюри. Наблюдая за работой Рамила во время фестиваля, я стал свидетелем его разносторонности: он высокопрофессиональный исполнитель и талантливейший организатор. Я уверен: этот человек не только представляет ценность для Башкортостана, но и является достоянием всего мирового искусства».
Башкирская филармония выдвигает Рамила Гайзуллина на соискание Государственной премии Республики Башкортостан имени Салавата Юлаева в области литературы, искусства и архитектуры за творческий проект «Международный конкурс-фестиваль оркестров и ансамблей народных инструментов «Зов Урала».