Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930

Наши новости

ҠОТЛАЙБЫҘ! 9 һәм 10 ноябрь Туймазы ҡалаһында «Оҙон көй - 2018» Төбәк-ара башҡорт халыҡ йырын башҡарыусылар ко.....
С Днем народного единства! 4 ноября - один из главных государственных праздников России!.....
В Башгосфилармонии стартовал юбилейный проект «Nostalgie – ФиларМОҢ. 80 лет за 8 вечеров» В январе 2019 года Башкирская государственная филармония имени Хусаина Ахметова отметит 80-летний юб.....
ЭДО-20! Джаз и не только! Большой концерт Эстрадно-джазового оркестра на сцене ГКЗ "Башкортостан" с участием ведущих звёзд джа.....
Восемь вечеров под знаком БГФ В нынешнем сезоне главная концертная организация республики – Башкирская филармония – вошла в своё т.....
WORLD MUSIC: творческий батл оркестров! Оркестр традиционной музыки города Тэгу, Южная Корея VS Национальный оркестр народных инструментов Р.....
НЕВЕРОЯТНЫЕ ГАСТРОЛЬНЫЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ ЭДО БГФ Звуковую сокровищницу «Мосфильма» пополнил аудиодиск Биг-бэнда Башкирской филармонии.....
С ДНЕМ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН! 11 октября Башкортостан празднует День Республики!.....
ГАСТРОЛИ Гастроли коллективов Декабрь 2018.....
ГАСТРОЛИ Гастроли коллективов Ноябрь 2018.....

Независимая оценка качества оказания услуг

ПРОЙТИ ОПРОС

Архив

Статьи

Новости

Полезное

Открытый Республиканский конкурс вокалистов имени Газиза Альмухаметова

Открытый Республиканский конкурс вокалистов имени Газиза Альмухаметова посвящен 100-летию Республики Башкортостан

С 12 по 14 ноября 2018 года в городе Уфе на базе Башкирской государственной филармонии им. Х.Ахметова проводится Открытый Республиканский конкурс вокалистов имени Газиза Альмухаметова.

Подробнее...

Абонементы

Всероссийский старт продажи абонементов

Подробнее...

ЭЛЕКТРОННЫЕ БИЛЕТЫ

Продажа билетов онлайн

Получить всю информацию о  наличии и стоимости билетов  теперь легко: не выходя из дома,   с мобильных устройств, подключенных к сети Интернет.

Подробнее...

Наш репертуар

Сентябрь-Октябрь 2018

Наши партнеры

Министерство культуры Российской Федерации

Министерство культуры Республики Башкортостан

Информационное агентство Башинформ

Культурный мир Башкортостана

2018 - Год Семьи

2018 год объявлен в Башкортостане Годом семьи

ПрессаВпервые за сто лет

Вернуться назад

Впервые за сто лет

Автор: газета "Уфимские епархиальные ведомости"/Виктор Князев

Дата: 27.02.2015

21 января в филармонии состоялся поистине необыкновенный концерт духовной музыки. Многое было впервые

«Мы увидели, что сочинение «Во дни брани» Павла Григорьевича Чеснокова было написано ровно сто лет на¬зад, — рассказывала художественный руководитель Государственной академической хоровой капеллы Республики Башкортостан, лауреат Открытого республиканского конкурса хоровых дирижеров имени Шамиля Ибрагимова Алсу Афгановна Хасбиуллина после того, как слушатели программы «Русская духовная музыка» покинули малый зал филармонии. — Оно посвящено событиям, которые произошли сто лет назад: это и Первая Мировая война, и предреволюционная ситуация. Это отклик православного человека на эти события, здесь выражено всё. И в честь столетия этого произведения я решила взять его целиком, все шесть частей, потому что ранее в Уфе звучали только отдельные номера в исполнении различных коллективов. Хор Академии когда-то исполнял два номера из этого произведения. Можно сказать, что в Уфе состоялась премьера. В репертуаре его точно не было, а кто же еще его может исполнить?» 
21 января в филармонии состоялся поистине необыкновенный концерт духовной музыки. Многое было впервые. 
— Как составляли программу? — спросили мы главного дирижера. 
— В рамках Рождественского фестиваля раньше мы исполняли католическую музыку, а в этом году обратились к православной, которая не менее богата и насыщенна. Для нас это родная культура, и мы воспитаны в ней, — отве¬тила Алсу Афгановна. — Партитуры представлены сложные, масштабные по времени звучания. Но дело не в этом. Это — наша родная культура. Донести её до слушателя, который всё понимает — каждое слово, каждую интонацию, бывает сложнее. И, конечно, в плане содержательности, образности работа была проделана огромная и нами, дирижерами, и хормейстерами, и самими артистами. Надо сказать, освоение самого материала шло легко, потому что многие наши артисты служат певчими в православных храмах, поэтому тема для них близка, и они с удовольствием принялись за работу. Я думаю, нам удалось это сделать на высоком уровне. 
Дирижер Александр Леонидович Алексеев тоже хорошо подобрал свою часть программы, где произведения и Рахманинова, и Шведова, и того же Чеснокова, Гречанинова. Их объединяет то, что они были представителями новомосковской школы начала XX века, то есть, все принципы развития музыкального текста у них написаны в одном стиле. Обрамлением нашего концерта стали произведения Чеснокова, а внутри представители этой школы синодального училища, скажем так. 
— Тяжело управлять большим коллективом? 
— Они профессионалы, воспитаны в хоровой культуре, по канонам хорового искусства, поэтому вопросы взаимодействия, ассамблирования, подчинения дирижерским рукам, жестам не стоят. Это, как говорится, в крови. На автомате. Другое — передать содержание произведения, здесь есть психологические моменты. Проблемы могут быть не из-за количественного состава. 
— Долго работали над программой? 
— Времени у нас не так много было. В ноябре мы исполняли с хоровой капеллой обширную программу из произведений современных композиторов, когда в Уфе проходил фестиваль композиторов Поволжья и Урала, и времени было совершенно мало. Потом нас задействовали во многих правительственных и выездных концертах. Наверное, месяц. А еще праздники, выходные. Но за месяц мы смогли с нашими уважаемыми артистами освоить эту непростую в психологическом плане программу. 
Вместе со всеми любителями хоровой музыки мы будем ждать новых концертов Государственной академической хоровой капеллы Республики Башкортостан, во главе которой стоит уже два года художественный руководитель, заведующая кафедрой хорового дирижирования, руководитель филиала Всероссийского хорового общества, лауреат Открытого республиканского конкурса хоровых дирижеров имени Шамиля Ибрагимова Алсу Хасбиуллина. В апреле 2013 года дирижером капеллы стал Александр Леонидович Алексеев, которого по праву можно назвать соавтором этого концерта. 
А нового можно ждать много. Один только Павел Григорьевич Чесноков (1877–1944) оставил нам в на¬следство более 500 духовных и светских хоровых сочине¬ний. Океан хоровой музыки! Этот русский хоровой ди¬рижер, композитор, педагог был регентом церковных хо¬ров. Он ученик композитора и дирижера Михаила Михай¬ловича Иполитова-Иванова. В 1895–1916 Чесноков препо¬давал хоровое дирижирование в Московском синодальном училище, с 1920 — преподавал в Московской консерватории (с 1921 профессор). Написал книгу «Хор и управление им». В 1915–17 годах был дириже¬ром Русского хорового обще¬ства. 
Он потомственный ре¬гент. Православный человек, он с юных лет оценил значение хорового пения в храме и понял, что хор можно счи¬тать устами молящегося человека. П. Чесноков начинал с хором церкви Космы и Дамиана, затем — в церкви Троицы на Грязях. Работа именно с этим хором совпала с расцветом его композиторского таланта. 
В 1915 году, когда шла война, желая поддержать усиленные молебствования в стране, П. Чесноков создаёт ряд сочинений. К исполненному в нашей филармонии «Во дни брани» добавилось «Последование молебного пения ко Господу Богу, певаемого во время брани против супостатов». 
Последними дореволюционными сочинениями стали Всенощная и Литургия (обычного напева). После революции 1917 года синодальный хор на службе последний раз пел в Успенском соборе на Пасху 1918 года. В январе 1919 года в Москве появились два государственных хора: первый — под управлением И. Юхова, а второй — под управлением П. Чеснокова. В 1921 году Чесноков возглавил Государственную хоровую капеллу, а с 1924 года руководил хоровым классом в Московской консерватории. 
Он продолжал регентовать в разных храмах. Хор церкви святого Василия Кесарийского стал последним хором, с которым он проработал до 1928 года. В 1926 году фактически закончилось и его творчество, последним духовным произведением стал опус 53 — шестопсалмие «Сподоби, Господи». 
Его много издавали за границей. Брат Александр писал ему из Франции: «… Ни один из советских композиторов не исполняется здесь столько, сколько ты. Здесь предпринято переиздание почти всех твоих произведений для удовлетворения спроса из Америки, Азии и Европы», — то есть там, где начинали новую жизнь русские люди. А они жизни своей не мыслили без Церкви. 
В июне 1940 года в СССР отпечатана книга «Хор и управление им». Готова она была в 1930, и как говорил сам Павел Григорьевич, «настоя¬щий труд вынашивался в му¬ках и радостях постоянной 25 летней работы». 
Чесноков — пример для потомков. Став уже признанным автором многих духовных сочинений, в возрасте 36 лет он поступил в Московскую консерваторию в класс композиции. 
Возвращаясь из исторического путешествия в Уфу, добавлю, что приятно было видеть в первом ряду настоятеля кандринского Никольского храма протоиерея Льва Кузьмина. Днем он был на выставке-ярмарке, а вечером не мог пропустить концерт духовной музыки в филармонии. Он приехал в Уфу с сыном и дочкой. Четверо младших пока не выезжают на концерты. Вместе со священником было несколько прихожан. 
 
Виктор КНЯЗЕВ 
Фото автора
 

Вернуться назад