Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930

Наши новости

МУЗЫКАЛЬНАЯ СУББОТА ОТ ФИЛАРМОНИИ Концертные марафоны: традиция продолжается.....
Башкирская филармония открывает новый сезон Новый сезон в Большом зале начнётся в формате музыкального ринга «МузРингШоу» (МоңRingШоу) под назва.....
Солист филармонии стал лауреатом Международного конкурса Дамир Таипов – лауреат конкурса имени Наримана Сабитова.....
Филармония представляет новые эстрадные коллективы Новое дыхание и новое звучание эстрады!.....
Внимание! Не пропустите! "МузRingШоу" Открытие 79-го концертного сезона в Большом зале "ЗА ЖИЗНЬ НА СЦЕНЕ" пройдёт в формате музыкального .....
Поздравляем с победой! Кураист Башкирской филармонии Ильнур Хайруллин стал обладателем Гран-при Регионального фестиваля ба.....
В Башкирской филармонии выступит Нидерландский секстет «Hexagon» 25 ноября секстет «Hexagon» снова выступит в филармонии. В программе концерта - Н.А. Римский-Корсако.....
Виктория Симонова: «Хорошая музыка повышает качество нашей жизни» Интервью с лектором-музыковедом Викторией Симоновой.....
С днём профсоюзного работника Республики Башкортостан! Поздравляем всех членов профсоюзов своих организаций! И надеемся на пополнение рядов профессиональны.....
В декабре стартует "АМАНАТ"-2 II Республиканский конкурс исполнителей на башкирских народных инструментах «АМАНАТ» (думбыра, кыл-.....

Опрос

Как Вы оцениваете работу филармонии?

Архив

Статьи

Новости

ЭЛЕКТРОННЫЕ БИЛЕТЫ

Продажа билетов онлайн

Получить всю информацию о  наличии и стоимости билетов  теперь легко: не выходя из дома,   с мобильных устройств, подключенных к сети Интернет.

Подробнее...

Наши фестивали

II Республиканский конкурс исполнителей на башкирских народных инструментах «АМАНАТ»

Подробнее...

Наш репертуар

Декабрь 2017

Наши партнеры

Министерство культуры Российской Федерации

Министерство культуры Республики Башкортостан

Информационное агентство Башинформ

Культурный мир Башкортостана

ПрессаИЗЫСКАННЫЙ АРОМАТ МЕЛОДИЙ ШОПЕНА (вечер фортепианной музыки)

Вернуться назад

ИЗЫСКАННЫЙ АРОМАТ МЕЛОДИЙ ШОПЕНА (вечер фортепианной музыки)

Автор: Газета "Истоки"/Ольга Курганская

Дата: 29.04.2015

В конце марта уфимскую филармонию посетил гость из Санкт-Петербурга, профессор, заслуженный артист России, лауреат IX Международного конкурса имени П.И. Чайковского и других престижных музыкальных состязаний Владимир Мищук

В конце марта уфимскую филармонию посетил гость из Санкт-Петербурга, профессор, заслуженный артист России, лауреат IX Международного конкурса имени П.И. Чайковского и других престижных музыкальных состязаний Владимир Мищук. В его концертной программе – сочинения Шопена. Многообразный художественный мир польского композитора, воплощенный в мазурках, ноктюрнах, вальсах, отразился в исполнительском мастерстве пианиста.
Знакомьтесь, Владимир Мищук
В нетерпеливом ожидании начала концерта зритель знакомится с программой выступления артиста и некоторыми фактами его творческой биографии. В 1991 году пианист окончил Санкт-Петербургскую консерваторию (класс профессора Татьяны Кравченко), где и преподает уже более двадцати лет. Свое исполнительское мастерство он совершенствовал у пианистов - Дмитрия Башкирова, Фу-Чуня, Розалин Тюрек, у певца Дитриха Фишера-Дискау и других именитых музыкантов.
В 1998 году Владимир был инициатором проведения в северной столице фестиваля «Выдающиеся ученики Дмитрия Башкирова», собравшего блестящих молодых исполнителей. Также благодаря его усилиям в Петербурге впервые выступила легендарная американская пианистка XX века, представительница Джульярдской школы, Розалин Тюрек.
На сегодня пианист – главный приглашенный профессор Международной фортепианной академии в Комо (Италия). Владимир Мищук ведет активную исполнительскую деятельность и ежегодно дает более 100 концертов в России, Европе, Азии, Америке. 
Нам посчастливилось – один из множества концертов состоялся в Уфе!
«Где скорбь танцует с радостью»
Имя Шопена одинаково дорого как профессионалам, так и любителям музыки. Что делает творчество этого гения особенно близким российскому слушателю? Бесконечное мелодическое богатство, изумительная красота гармонии, исключительно совершенный фортепианный стиль. На всю жизнь Шопен остался верен фортепиано, инструменту, для которого сочинял свои баллады, скерцо, прелюдии, ноктюрны, вальсы, полонезы… Слушая их, кажется, будто читаешь чудные лирические стихотворения. 
Но особое место среди его творений занимают мазурки, в национальных мотивах которых слышится душа народа: его страдания, радости и надежды. В этих «лирических поэмах», по словам Жорж Санд, «скорбь танцует с радостью».
Слушаем четыре мазурки из ор. 30. Через многообразие ритмических оборотов и соответствующих им акцентов и интонаций, видим людей, их движения, жесты. Мы слышим, как в бодрые танцевальные ритмы мазурки вплетается грусть типично славянских напевов, сменяющаяся счастливой улыбкой. Вот сознание композитора на мгновение коснулось граней сумрачной меланхолии, и вдруг – солнце, свет, трепет жизни… Нас пленяет чудесное единство между гармоническим нарядом и эмоциональным смыслом мелодии, благодаря чему мазурки Шопена раскрывают свое истинное очарование.  
«Каждая нотка у Шопена – чистое золото», - говорил выдающийся русский пианист Антон Рубинштейн. И действительно, иная мазурка его стоит целой симфонии. Швейцарский музыкант Эдвин Фишер в своем эссе «Музыкальные наблюдения» напомнил нам о Шопене-импровизаторе: «Пока другие пировали, он своей длинной сухощавой, но красивой рукой проводил по клавишам, и внезапно из прелюдирующих звуков рождалась мазурка – беспредельно нежная и благородная, соединяющая в себе весь аромат польской печали и французской грации».
«И веет, веет ветер бальный»
Исполнитель предлагает уфимскому слушателю несколько вальсов, написанных композитором в разные периоды жизни. В своих размышлениях итальянский пианист и музыковед Джорджио Грациози отмечает, что вальсы Шопена – это не что иное, как «букетики великолепных, деликатных цветов, вложенных в прелестные ручки Дельфины Потоцкой, Констанции Гладковской или Марии Водзиньской; это и первые любовные порывы и несбывшиеся мечты, вылившиеся в звуки».
В этих страницах – парижский свет и аристократическое общество первой половины девятнадцатого века. Где, как не в вальсе, движение сердца умеет раскрыться в трепете веера, а женские украшения – шопеновские бриллиантовые пассажи – сверкают с безудержной грацией в вихре танца. Здесь кокетство и остроумие, изящество и жеманство – вот, пожалуй, самая точная характеристика вальсов, блеску которых созвучна поэтическая строфа Ивана Бунина:
Сиянье люстр и зыбь зеркал
Слились в один мираж хрустальный – 
И веет, веет ветер бальный
Теплом душистых опахал.
А теперь прислушаемся к исполнительскому стилю Владимира Мищука, в котором главное – фразировка и поэзия чувств. Роялю под его руками не надо завидовать живому дыханию скрипки с ее смычком – на зов души музыканта клавиши откликаются чудным пением. Никакой эстрадной лихости, никакой салонности, все сбалансировано, и пианист не выходит за рамки аристократического духа.
Отшумели вальсы, и мы уже в Италии. «Как ветер юга огневой», проносится стремительная Тарантелла, увлекая нас уличным вихрем народного карнавала. Звучат Ноктюрны из ор. 27, завораживающие красотой мелодий. В распоряжении пианиста вся палитра нежных, приглушенных красок, создающих чувственную прелесть этой музыки. 
Мятежный дух Шопена
Концертная программа продолжается монументальной Сонатой си-минор в 4-х частях. Авторская ремарка к ней «величественно и гордо» отражает решительный характер музыки, активность и пафос борьбы.
Стремительные арабески Скерцо напоминают полет птицы. Вот она – быстрая, легкая, точно боясь быть пойманной, ускользает в другую тональность. В заключение Скерцо Шопен не предполагал бурное исполнение, как это часто делают молодые артисты. В выступлении Владимира Мищука даже в форте мы слышим звучание, которое рекомендовал композитор – светлое и гармоничное.
Мелодия Ларго – подлинный ноктюрн, в котором мастер рояля следует примеру хорошего вокалиста. Благодаря чуткому погружению пальцев в клавиши и гибкости кисти, задушевная мелодия приобретает наполненность и красоту звучания. В исполнительской манере музыканта слышатся революционные традиции Шопена, создавшего новое искусство фортепианной клавиатуры с ее нежной лирикой и ласкающим пением.
Наступает Финал, с наибольшей яркостью выявляющий мужество шопеновского гения, качество, в котором композитору столь часто и несправедливо отказывали. Основную роль в передаче характера заключительной части выполняет динамика – от пиано до фортиссимо. Пианист выстраивает единую линию нарастания звучности, и наше воображение рисует рыцарскую картину приближающейся скачки. Наконец возникает романтически-страстный образ и слышится мятежная песнь, зажженная могучим дыханием близкой победы.
…Мартовский календарь юбилейных дат напомнил нам год рождения Фридерика Шопена - 1810. Пронеслось уже более двух столетий, а романтический дух его живет и по сей день. Окрыленная восторгом муза Шопена по-прежнему бродит среди неведомых миров его фантазий, обогащая поклонников величайшего творца чарами вдохновенных мелодий, в которых никогда не меркнет чувство красоты. 
Ольга Курганская / газета" Истоки", 29.04.2015 г.

Вернуться назад