Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930

Наши новости

Башкирская филармония открывает новый сезон Новый сезон в Большом зале начнётся в формате музыкального ринга «МузРингШоу» (МоңRingШоу) под назва.....
Солист филармонии стал лауреатом Международного конкурса Дамир Таипов – лауреат конкурса имени Наримана Сабитова.....
Филармония представляет новые эстрадные коллективы Новое дыхание и новое звучание эстрады!.....
Внимание! Не пропустите! "МузRingШоу" Открытие 79-го концертного сезона в Большом зале "ЗА ЖИЗНЬ НА СЦЕНЕ" пройдёт в формате музыкального .....
Поздравляем с победой! Кураист Башкирской филармонии Ильнур Хайруллин стал обладателем Гран-при Регионального фестиваля ба.....
В Башкирской филармонии выступит Нидерландский секстет «Hexagon» 25 ноября секстет «Hexagon» снова выступит в филармонии. В программе концерта - Н.А. Римский-Корсако.....
Виктория Симонова: «Хорошая музыка повышает качество нашей жизни» Интервью с лектором-музыковедом Викторией Симоновой.....
С днём профсоюзного работника Республики Башкортостан! Поздравляем всех членов профсоюзов своих организаций! И надеемся на пополнение рядов профессиональны.....
В декабре стартует "АМАНАТ"-2 II Республиканский конкурс исполнителей на башкирских народных инструментах «АМАНАТ» (думбыра, кыл-.....
Всероссийский Виртуальный зал приглашает В Башкирской филармонии состоится трансляция московского концерта звёзд XXI века......

Опрос

Как Вы оцениваете работу филармонии?

Архив

Статьи

Новости

ЭЛЕКТРОННЫЕ БИЛЕТЫ

Продажа билетов онлайн

Получить всю информацию о  наличии и стоимости билетов  теперь легко: не выходя из дома,   с мобильных устройств, подключенных к сети Интернет.

Подробнее...

Наши фестивали

II Республиканский конкурс исполнителей на башкирских народных инструментах «АМАНАТ»

Подробнее...

Наш репертуар

Декабрь 2017

Наши партнеры

Министерство культуры Российской Федерации

Министерство культуры Республики Башкортостан

Информационное агентство Башинформ

Культурный мир Башкортостана

ПрессаПочему ее река не имеет дна.

Вернуться назад

Почему ее река не имеет дна.

Автор: Нина ЖИЛЕНКО / газета "Вечерняя Уфа".

Дата: 02.02.2015

В воскресенье, 1 февраля, особый день рождения отмечает заслуженный деятель искусств России и Башкортостана, член Союза композиторов республики Эльмира Мингажевна Давыдова.

Кажется, знаешь человека до капельки, все его способности, возможности, привычки… Но истинно талантливая личность не устаёт удивлять, неожиданно сверкнув новыми гранями. Недавно навестила Эльмиру Мингажевну, больше двух часов говорили о музыке, театре, друзьях, знакомых, детях, внуках. И среди прочего она стала рассказывать, как тренирует память, вспоминая стихи. Без запинки прочитала – не монотонно, а выразительно, артистично! –  старинную английскую балладу «Королева Элинор» и стихотворение Роберта Стивенсона «Вересковый мёд» в переводе Самуила Маршака. В ответ на мои восторги Давыдова призналась, что ей свойственно актерское начало. С малых лет декламировала на семейных праздниках, стоя на табуретке, позже – на школьных концертах и культурных событиях городского уровня. А когда работала на Башкирском телевидении, сыграла главную роль, правда без слов, в инсценизации новеллы Константина Паустовского «Ручьи, где плещется форель», изображая известную певицу, полюбившую наполеоновского генерала...

Яркая, насыщенная жизнь Эльмиры Давыдовой увенчана заслуженными титулами. Но это внешнее. Главное – авторитет компетентного теоретика музыки и страстного пропагандиста башкирской музыкальной культуры, репутация человека светлого, щедрого и доброго. А ещё – любовь. Одна, на всю жизнь. Студенткой влюбилась в обаятельного тенора Башкирской государственного театр оперы и балета Ивана Ивашкова, в 1961 году поженились и прожили сорок два года в счастье и гармонии.

Сколько Эльмира Давыдова помнит себя, её всегда окружала, сопровождала музыка. Дедушка играл на скрипке, часами искусно импровизировал на темы башкирских и татарских мелодий. Как коммерсант, до революции часто выезжал по торговым делам в зарубежные командировки, подолгу жил в Лондоне, Глазго, Париже, Берлине. Посещал лучшие европейские театры, привозил красивые открытки, грампластинки. Домашний патефон был настоящим музыкальным университетом для девочки. Юная Эльмира с удовольствием слушала арии из опер, романсы, народные песни, наслаждалась вокалом Сергея Лемешева, Ивана Козловского, Лидии Руслановой, были записи и Федора Шаляпина.

Мама, заядлая театралка, водила дочку на спектакли в наш театр оперы и балета, на филармонические концерты. Летом Эльмира Давыдова часто гостила у тетушки в Сочи, где уже «живьём» слушала таких известных музыкантов, как Эмиль Гилельс, Ван Клиберн, Кирилл Кондрашин…

Одним словом, после школы она не представляла себя вне музыки, мечтала получить профессиональное образование. И добилась намеченного, что называется, по полной программе: Уфимское училище искусств, Уфимский государственный институт искусств, аспирантура Института истории, языка и литературы Российской академии наук. Затем работа на Башкирском радио, телевидении, в лектории Башкирской государственной филармонии, годы, отданные Союзу композиторов... Сотни публикаций в научных сборниках, журналах, газетах. Не перечислить композиторов, творчеству которых  её перо посвятило не одну статью, легче назвать тех, о ком не писала.

Можно много рассказывать о каждой ипостаси Эльмиры Мингажевны: музыковед, лектор, ведущая радио и телевидения, автор киносценариев, научный сотрудник, публицист… И об этом пишут – очерки, статьи, дипломные работы. Мне же сегодня хочется просто передать впечатление об этой удивительной женщине. Она, как поётся в песне Макаревича, река, которая не имеет дна. Идёт ли речь о профессиональном опыте или о житейских делах и ситуациях. Своими исследованиями, архивными материалами, фотодокументами Эльмира Мингажевна с готовностью делится, это ощутили многие её коллеги, друзья, журналисты, студенты, работник БГТОиБ. Так же щедро дарит она книги. Я, например, очень дорожу её подарком – мемуарами Галины Вишневской.

Эльмира Давыдова представляла республику на съездах композиторов СССР, на различных пленумах, конференциях, в жюри конкурсов. Она была дружна с Яном Френкелем, Андреем Эшпаем, близка с Александром Чайковским… Давыдовой не раз предоставлялся случай продемонстрировать, что её знания, эрудиция, профессионализм - особого качества. Однажды, ещё в прежние времена, Эльмиру Мингажевну включили в состав делегации для поездки в Венгрию, где проходили Дни советской культуры. Уже на месте оказалось, что во время встречи с интеллигенцией Будапешта Давыдовой нужно сделать доклад на тему «Музыка в дни войны и мира» и срочно, до выступления, представить его в письменном виде. Но Эльмиру Мингажевну подобным не ошарашишь! Она тут же, без каких-либо пособий, на шести страницах написала свой реферат. Но дальше, как говорится, больше. Андрей Эшпай, кторый "руководил" церемонией, вдруг объявил: «Сейчас перед вами выступит один из ведущих музыковедов мира Эльмира Давыдова и расскажет вам про курай и кубыз!» Вот те на! Думаете, наша героиня растерялась? Ничего подобного! Тема башкирского фольклора всегда была ей близка, она с удовольствием поведала залу и про курай, и про кубыз. Венгерские интеллигенты слушали с интересом. Так же, как чуть позже и второй доклад – о музыке войны и мира.

Вот такая она, Эльмира Мингажевна Давыдова! В день юбилея хочется пожелать нашей героине прежде всего здоровья. Остальное у неё есть. И ещё сказать, что мы её очень-очень любим.

Нина ЖИЛЕНКО / газета "Вечерняя Уфа".

Вернуться назад