Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930

Наши новости

По вашим многочисленным просьбам... В октябре состоятся два концерта "Песочная фантазия".....
Его любовь к башкирской песне сродни радению проповедника 26 сентября Башкирская филармония приглашает на юбилейный вечер замечательного певца, ветерана сцены.....
В Уфе состоялось открытие клуба филофонистов Сегодня, 21 сентября в Малом зале Башгосфилармонии состоялась презентация Уфимского клуба филофонист.....
Башкирские артисты вернулись с наградами из Казахстана Солисты Башкирской филармонии с успехом выступили в Международном фестивале-конкурсе этнических куль.....
Фестиваль «Голоса России» откроет Сибирский хор Уже 24 сентября на сцене ГКЗ «Башкортостан» – наши гости из Новосибирска!.....
В ФИЛАРМОНИИ ПРЕЗЕНТУЮТ КЛУБ ФИЛОФОНИСТОВ В Уфе возрождается клуб филофонистов.....
В каждом сердце - голоса России! Впервые в Уфе - Всероссийский фестиваль хоров, ансамблей песни и танца "Голоса России".....
Алексей Чернов - пианист, композитор, современник... «Враг музыки – не авангард, а непрофессионализм...» (Алексей Чернов).....
Филармония представляет! Гастрольный тур нового сезона После летних отпусков творческие коллективы Башкирской государственной филармонии им. Х. Ахметова сн.....
ГАСТРОЛДӘР Х.Әхмәтов исемендәге Башҡорт дәүләт филармонияһының ижади коллективтары йәнә гастролдәргә сыға......

Опрос

Как Вы оцениваете работу филармонии?

Архив

Статьи

Новости

ЭЛЕКТРОННЫЕ БИЛЕТЫ

Продажа билетов онлайн

Получить всю информацию о  наличии и стоимости билетов  теперь легко: не выходя из дома,   с мобильных устройств, подключенных к сети Интернет.

Подробнее...

Наш репертуар

Сентябрь 2017

Октябрь 2017

Наши партнеры

Министерство культуры Российской Федерации

Министерство культуры Республики Башкортостан

Информационное агентство Башинформ

Культурный мир Башкортостана

Пресса«Если хочешь услышать вечность - послушай орган»

Вернуться назад

«Если хочешь услышать вечность - послушай орган»

Автор: Журнал "Рампа"/Ирина Богатова

Дата: 29.01.2015

Прошедшей осенью Башкирская государственная филармония им. Х. Ахметова вновь порадовала своих слушателей масштабным и ставшим уже традиционным проектом. С испанской органной музыкой прошлого и настоящего - как было объявлено в афише заключительного концерта Седьмого Международного фестиваля органного искусства - уфимскую публику познакомила талантливая органистка, наша соотечественница, выпускница Уфимского государственного института искусств Эльвира Ямалова

Прошедшей осенью Башкирская государственная филармония им. Х. Ахметова  вновь порадовала своих слушателей масштабным и ставшим уже традиционным проектом. С испанской органной музыкой прошлого и настоящего - как было объявлено в афише заключительного концерта Седьмого Международного  фестиваля органного искусства - уфимскую публику познакомила талантливая органистка,  наша соотечественница, выпускница Уфимского  государственного института искусств Эльвира Ямалова.
Приезда Эльвиры  в Уфу все мы, её однокурсницы, ждали с нетерпением – очень давно не виделись. И на концерт пришли с огромным любопытством. Так хотелось услышать музыку композиторов  испанской органной школы  в живом звучании, а не в виде «музыкальных консервов», хотя и в очень качественном исполнении. Ну и всё-таки из Уфы Эльвира  уезжала вполне состоявшейся пианисткой (выпускница заслуженного деятеля искусств РФ, профессора РАМ им. Гнесиных Т.М. Русановой), а встреча произошла уже с испанской органисткой.
- Эльвира, помню, что свой первый концерт в Уфе ты планировала посвятить  памяти  Аркадия Мироновича Минкова, своего  первого педагога, любимого, внимательного и заботливого наставника…
- Да, этот человек сыграл в моей жизни очень важную роль. Он - в числе моих родных, близких и дорогих мне людей. Я в шутку звала его аткей Мироныч, т.е. папа Мироныч.  Для своего Учителя я с искренней  теплотой и благодарностью мечтаю сыграть несколько другую программу, состоящую из произведений тем или иным образом связанных с ним. А в рамках органного фестиваля совместно с устроителями концерта мы решили познакомить уфимцев с органной музыкой современной Испании и Испанского периода Золотого Века – времени величайшего культурного подъёма в истории страны, пришедшемся на XVI - XVII века. Времени, когда творили Лопе де Вега, Кальдерон, Эль Греко, Веласкес,  Мурильо,  Сурбаран, когда сформировалась самобытная музыкальная школа во главе Томасом Луисом де Викторией, чьё неповторимое искусство  восхищает и сегодня. Это время, когда перед величием Испании преклонялась вся Европа.
- Каждый, имеющий за плечами хотя бы музыкальную школу, сразу скажет, что мировые органные школы — это немецкая, итальянская и французская. А вот испанская не оставила такого заметного следа в музыкальном наследии… 
  - Это не совсем так. Вернее, совсем не так! Мне самой интересно, почему сложилось такое мнение. Возможно потому, что Испания далеко от нас и географически, и с точки зрения расстояния временного. Хотя сегодня в музыкальном мире наблюдается неподдельный интерес к сочинениям испанских мастеров, особенно, к музыке барокко. Кроме того, был необычен путь совершенствования самого инструмента. Испанские органные мастера - настоящие изобретатели. К примеру, они придумали, как на одной мануале разделить тембровую окраску, чтобы появилась возможность исполнить мелодию с сопровождением в разных регистрах. Если говорить об эволюции конструкции органов, то это, конечно, знаменитые горизонтальные  трубы - главная отличительная черта  фасада  испанского органа. Когда мы смотрим на любой орган, видим вертикальные трубы, по которым нагнетается воздух. Испанцы же придумали в XVII веке делать трубы горизонтальными!  Из вертикального фасада выступают смотрящие прямо на слушателя горизонтальные трубы с очень специфическим тембром, имитировавшим  тембры военных труб. Их называли «военная артиллерия», Выходящий свободно, направленный раструбом непосредственно на зрителя звук получался хоть прямой и резкий, но весьма колоритный. Такое праздничное трубное звучание использовали в особое время, например, в дни празднования побед, на торжествах по случаю визита королевского кортежа или в важные даты религиозных праздников. Многие испанские композиторы обращались к этой теме, и теперь мы имеем возможность слышать на концертах яркие красочные произведения такого  характера. (В завершении 1 отделения  концерта в БГФ прозвучала «Баталья»  Хуана Баутиста Кабанильеса – И.Б.).
    -  Сложно ли освоить орган пианистке? Что поспособствовало такому серьёзному увлечению?
- А увлечения никакого и не было – я имею в виду серьёзный целенаправленный интерес. После неоднократных испанских гастролей с Волгоградским симфоническим оркестром  нашим музыкантам очень понравился этот край с изобилием солнечного  света и даров природы, волшебным морем, добрыми и отзывчивыми людьми. В итоге в Испанию переехала не одна семья музыкантов. Наш испанский друг, страстный меломан, познакомил нас с преподавателем консерватории.  Так меня и «привели» к органу. 
А освоить новый инструмент и сложно в определённой степени, т. к. затрачиваешь энергию, время… и не сложно, потому что это очень увлекательно и приносит огромную радость. Некоторые думают: ну, что тут такого особенного, это же всё клавишные инструменты, чему там учиться, принцип-то игры один? Конечно, фортепианная школа – очень серьёзный базис, но это ошибочное мнение людей, которые с этим никогда не сталкивались и не имеют никакого представления об их отличиях. Скажу честно, что в начале освоения нового инструмента передо мной стоит задача отказа от привычных  мне способов звукоизвлечения – это самое сложное для меня, что выясняется и теперь, при игре на клавесине. Преподаватель то и дело напоминает, что я не за органом: «Ты мыслишь как пианистка, здесь это не уместно».  Вот так, осваивая новый инструмент, приходится отказываться от  наработанных годами приёмов игры, доведённых уже до автоматизма... Похоже на владение несколькими языками, но, чтобы говорить на французском, например, невозможно использовать немецкое произношения звуков. Ещё одна особенность при игре на органе –  абсолютный контроль не только нескольких пластов музыкальной ткани, особенно в полифонии, но и контроль и координация всех движений, которые невозможно довести до автоматизма. Ведь новый орган на очередном концерте – это другая очерёдности мануал, потому что регистры в разных органах разных стран и эпох не одинаковы,  другая форма педальной клавиатуры, отличающаяся мензура, иное расположение регистровых рукояток на пульте...   Для меня орган не только «король инструментов», самый мощный, самый разный, самый «далёкий и близкий», но ещё и самый красивый. И ведь ни одного повторяющегося инструмента!  Я мечтаю, чтобы в России появились такие инструменты, а в современных условиях это возможно – из-за кризиса в Европе, не только в сфере экономики, но и в церкви, в некоторых странах органы сейчас демонтируются и продаются. Если бы нашлись заинтересованные люди в России, имеющие возможность приобрести исторические органы! Эти инструменты такие живые, добрые, тёплые, в них много любви, это действительно так. Как человек, если он много пережил, много видел, узнал, прочувствовал и осознал, становится  опытным,  мудрым и «с любовью к нам неразумным»… А играть на исторических органах - непередаваемое блаженство и восторг! Только за органом могу заниматься, не вставая, более 4 часов. Наверное, потому что это не просто духовой инструмент, но и духовный,  не зря здесь присутствует один корень «дух», совсем другие вибрации.  А фортепиано – это душа, очень тонкие нюансы можно передать. В каждом инструменте есть своё сильное ценное качество.
…Для уфимских слушателей органная музыка Испании, особенно эпохи Ренессанса и Барокко, которая прозвучала в исполнении Эльвиры Ямаловой,  - прекрасная возможность познакомиться с другой старинной музыкой, отличающейся по ритму, интонационному наполнению и тембрам от музыки прочих европейских стран этого времени. Остаётся надеяться, что такие встречи будут происходить  чаще.
                              Ирина Богатова, журнал "Рампа", № 1/2015

Вернуться назад