Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930

Наши новости

МУЗЫКАЛЬНАЯ СУББОТА ОТ ФИЛАРМОНИИ Концертные марафоны: традиция продолжается.....
Башкирская филармония открывает новый сезон Новый сезон в Большом зале начнётся в формате музыкального ринга «МузРингШоу» (МоңRingШоу) под назва.....
Солист филармонии стал лауреатом Международного конкурса Дамир Таипов – лауреат конкурса имени Наримана Сабитова.....
Филармония представляет новые эстрадные коллективы Новое дыхание и новое звучание эстрады!.....
Внимание! Не пропустите! "МузRingШоу" Открытие 79-го концертного сезона в Большом зале "ЗА ЖИЗНЬ НА СЦЕНЕ" пройдёт в формате музыкального .....
Поздравляем с победой! Кураист Башкирской филармонии Ильнур Хайруллин стал обладателем Гран-при Регионального фестиваля ба.....
В Башкирской филармонии выступит Нидерландский секстет «Hexagon» 25 ноября секстет «Hexagon» снова выступит в филармонии. В программе концерта - Н.А. Римский-Корсако.....
Виктория Симонова: «Хорошая музыка повышает качество нашей жизни» Интервью с лектором-музыковедом Викторией Симоновой.....
С днём профсоюзного работника Республики Башкортостан! Поздравляем всех членов профсоюзов своих организаций! И надеемся на пополнение рядов профессиональны.....
В декабре стартует "АМАНАТ"-2 II Республиканский конкурс исполнителей на башкирских народных инструментах «АМАНАТ» (думбыра, кыл-.....

Опрос

Как Вы оцениваете работу филармонии?

Архив

Статьи

Новости

ЭЛЕКТРОННЫЕ БИЛЕТЫ

Продажа билетов онлайн

Получить всю информацию о  наличии и стоимости билетов  теперь легко: не выходя из дома,   с мобильных устройств, подключенных к сети Интернет.

Подробнее...

Наши фестивали

II Республиканский конкурс исполнителей на башкирских народных инструментах «АМАНАТ»

Подробнее...

Наш репертуар

Декабрь 2017

Наши партнеры

Министерство культуры Российской Федерации

Министерство культуры Республики Башкортостан

Информационное агентство Башинформ

Культурный мир Башкортостана

ПрессаГениальный ребёнок музыкального мира

Вернуться назад

Гениальный ребёнок музыкального мира

Автор: Елена Шарова, газета "Республика Башкортостан".

Дата: 04.01.2015

«Голос» изобретателя Льва Термена услышали в филармонии спустя почти век. «Универсальный язык человечества», «голос души», «источник радости» и «великий утешитель опечаленных» — каких только титулов не удостоилась музыка. А вот можно ли говорить на этом языке, вовсе не прикасаясь к инструменту — таким вопросом, скорее всего, никто и не задается: он кажется бессмысленным!

Шепот звезд

Быть может, потому публика неподготовленная смотрит на терменвокс («голос Термена») поначалу как на цирковой атрибут, смеется Олеся Ростовская, музыкант с мировым именем. Во время выступления я даже боюсь улыбаться, признается Олеся. Терменвокс мало похож на нежную скрипку, страстный рояль или трепетную арфу. Скорее уж на синтезатор, предшественником которого его, кстати, считают.

Но вот Олеся, не касаясь инструмента, словно крылья, расправляет над ним чуткие руки и… слышна музыка, если можно так назвать мелодию, звучащую, как если бы одновременно играли скрипка, виолончель и флейта. И дополняет их идущий откуда-то из самых глубин вдохновенной души необычный, будто и не принадлежащий человеку голос, за который даже скупые на эмоции критики называют терменвокс голосом ангела и сравнивают с шепотом звезд.

Между тем инструменту скоро стукнет 100 лет, а слушатели по-прежнему, приходя на концерт, считают его малоизвестным и суперсовременным. Многим инструментам, присутствие которых в оркестрах стало для нас привычным, понадобились для этого не тысячи — миллионы лет, считает Олеся, а терменвокс — еще ребенок в музыкальном мире. И первая эмоция при виде него — конечно, удивление. Хотя музыкальный инструмент должен привлекать, прежде всего, не способом игры, а самой мелодией. Ведь, собственно, объяснить суть игры на терменвоксе музыкальному «чайнику» несложно — это управление звуком, получающимся в результате свободного перемещения рук исполнителя в электромагнитном поле вблизи двух металлических антенн. Изменение высоты звука достигается путем приближения руки к правой антенне, в то время как громкостью управляют за счет приближения другой руки к левой антенне.

От рояля до терменвокса

Впрочем, начинала Олеся не со столь экзотичного инструмента, а, как все музыкально одаренные чада, послушно осваивала привычный рояль, а затем в Московской консерватории — композицию и орган. Но кроме таланта к музыке обладала, видимо, еще и хороши, жадным любопытством ко всему необычному. Так в ее жизни случились карильон и тот самый терменвокс.

Как талантливая органистка она была приглашена в Ярославль на фестиваль «Преображение» и услышала там колокольный концерт. И поняла, что вот прямо сейчас спустится с колокольни и начнет заниматься русским звоном. Что и случилось буквально через неделю. Какое-то время Олеся даже была «парадным звонарем» на подворье Пюхтицкого монастыря и не раз встречала звоном патриарха Алексия II.

Увлечение русскими колокольными звонами привело, конечно же, в Петербург — в Северной столице и попрактиковаться есть на чем, а в Санкт-Петербургском университете кафедра открылась — карильона (научно говоря — это музыкальный инструмент, с помощью часового механизма заставляющий колокола исполнять какую-либо мелодию). Первый российский карильонный диплом СпбГУ был выдан как раз на имя Олеси. Кстати, в России всего три карильона: один находится в Петропавловской крепости — на нем и играет Олеся. Другой — в Петергофе, но на нем работают петербургские исполнительницы, и третий новый — в Белгороде.

А затем уже в ассистентуре-стажировке в лекциях обнаружился просвет, которой деятельной Олесе надо было чем-то заполнять. Чем — терменвоксом, конечно. Да и учитель нашелся очень даже достойный — Лидия Кавина. Кто не знает: внучатая племянница легендарного изобретателя этого инструмента Льва Термена, ныне живущая в Оксфорде.

Дотошные журналисты, конечно, не могут утерпеть, чтобы не задать стандартный вопрос: как она дошла до жизни такой, то бишь до игры на инструменте, прямо скажем, звучания неземного. Да вот, смеется Олеся, играю так давно, что живу с ощущением, что знала о терменвоксе всегда. И клянется, что когда-нибудь придумает историю, чтобы современники, отвыкшие удивляться, поверили в то, что похитили ее, одержимую музыкантку, любопытные инопланетяне и научили играть на своем «национальном» инструменте.

Учили «зеленые человечки» ее, видимо, прилежно — Олеся Ростовская входит в мировую десятку лучших исполнителей на терменвоксе.

Как Ленин «Жаворонка» играл

Изобретатель столь необычного инструмента, безусловно, заслуживает отдельного внимания, ибо жизнь его похожа на сюжет, создать который под силу только самому великому писателю — Жизни.

Родился Лев Термен в 1896 году в Петербурге в русской дворянской православной семье с немецкими и французскими корнями. Физики и лирики не буянили в его душе: юный Термен поступил одновременно в консерваторию и на физико-математический и астрономический факультеты университета. Вскоре молодое дарование приметил и обласкал будущий отец советской физики Абрам Иоффе, приютив его в своем Радиологическом институте. В том же году Термен доказал, что хлеб не зря ест: явил миру свой терменвокс. Коллеги удивились не сильно, сказав, что нет ничего особенного в том, что «Термен играет Глюка на вольтметре», хотя позже взяли слова обратно.

Кстати, об уникальных свойствах инструмента быстро прознали в Кремле: ведь если он издает звуки от движения рук, то по такому же принципу может работать охранная сигнализация, реагируя на приближение посторонних.

Инструмент настолько понравился Ленину, что он дал «добро» на гастроли Термена и распорядился выдать ему бесплатный железнодорожный билет — «для популяризации нового инструмента» по всей стране. И даже попытался сыграть на нем «Жаворонка» Глинки.

Иоффе, который был в это время в США, получил заказы от нескольких фирм на изготовление 2000 терменвоксов с условием, что Термен приедет в Америку курировать работы. Терменвоксы, однако, не могли обеспечить большую прибыль: играть на них мог только профессиональный музыкант. И Термен, недолго горюя, переключился на металлодетекторы — для знаменитой тюрьмы Алькатрас, не менее известной тюрьмы Синг-Синг и хранилища американского золотого запаса в Форт-Ноксе.

Время возвращения на родину Термен выбрал неудачно. В 1939 году сотрудники НКВД отвезли его прямехонько в Бутырскую тюрьму. Лев Термен получил восемь лет лагерей, которые ему предстояло отбывать на золотых приисках. Хотя, несмотря на столь страшный период в истории страны, такими талантами и в то время не разбрасывались — уже через год он был переведен в знаменитую Туполевскую авиационную «шарашку» в Москве, которая после начала войны переехала в Омск. И работал над созданием различных устройств — в первую очередь для целей разведки.

Кстати, еще будучи заключенным, за устройство для прослушивания «Буран» он был удостоен Сталинской премии первой степени (говорят, что Сталин собственноручно исправил степень со второй на первую) — опять-таки случай исключительный.

В возрасте 95 лет он вступил в КПСС, ответив на недоуменные вопросы: «Я обещал Ленину». Вскоре его не стало.

Это интересно

  • В большинстве старых советских фантастических фильмов используются звуковые эффекты, сыгранные на терменвоксе.
  • В песне «Темная ночь» терменвокс производит эффект поющего под музыку ветра.
  • В космическом «Детском послании» нашим братьям по разуму предлагалось послушать семь терменвоксовых композиций. Впечатлило это зеленых человечков или нет, науке неизвестно.
  • Школы обучения игре на терменвоксе существуют в России — под руководством Петра Термена (правнука) и в Японии — под руководством Масами Такэути.
  • На терменвоксе пробовали играть Альберт Эйнштейн и Чарли Чаплин.

Досье

Олеся Ростовская — активно пишущий композитор: созданы сочинения для симфонического оркестра, хора, органа, карильона, камерная, вокальная музыка, музыка к театральным постановкам, радиоспектаклям, мультимедийным инсталляциям, электроакустические композиции. Среди сочинений — «Страсти по Марку», концерт для терменвокса с оркестром, опера «Коляска» по одноименному произведению Гоголя. Ее приглашают выступать на лучших концертных площадках России, США, Эстонии, Бельгии, Великобритании, Германии, Франции, Нидерландов. Выступала с сольными программами. Органист ансамбля духовной музыки «Благовест». В репертуаре — старинная, классическая, современная музыка.

Елена Шарова, газета "Республика Башкортостан".

Вернуться назад