Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930

Наши новости

МУЗЫКАЛЬНАЯ СУББОТА ОТ ФИЛАРМОНИИ Концертные марафоны: традиция продолжается.....
Башкирская филармония открывает новый сезон Новый сезон в Большом зале начнётся в формате музыкального ринга «МузРингШоу» (МоңRingШоу) под назва.....
Солист филармонии стал лауреатом Международного конкурса Дамир Таипов – лауреат конкурса имени Наримана Сабитова.....
Филармония представляет новые эстрадные коллективы Новое дыхание и новое звучание эстрады!.....
Внимание! Не пропустите! "МузRingШоу" Открытие 79-го концертного сезона в Большом зале "ЗА ЖИЗНЬ НА СЦЕНЕ" пройдёт в формате музыкального .....
Поздравляем с победой! Кураист Башкирской филармонии Ильнур Хайруллин стал обладателем Гран-при Регионального фестиваля ба.....
В Башкирской филармонии выступит Нидерландский секстет «Hexagon» 25 ноября секстет «Hexagon» снова выступит в филармонии. В программе концерта - Н.А. Римский-Корсако.....
Виктория Симонова: «Хорошая музыка повышает качество нашей жизни» Интервью с лектором-музыковедом Викторией Симоновой.....
С днём профсоюзного работника Республики Башкортостан! Поздравляем всех членов профсоюзов своих организаций! И надеемся на пополнение рядов профессиональны.....
В декабре стартует "АМАНАТ"-2 II Республиканский конкурс исполнителей на башкирских народных инструментах «АМАНАТ» (думбыра, кыл-.....

Опрос

Как Вы оцениваете работу филармонии?

Архив

Статьи

Новости

ЭЛЕКТРОННЫЕ БИЛЕТЫ

Продажа билетов онлайн

Получить всю информацию о  наличии и стоимости билетов  теперь легко: не выходя из дома,   с мобильных устройств, подключенных к сети Интернет.

Подробнее...

Наши фестивали

II Республиканский конкурс исполнителей на башкирских народных инструментах «АМАНАТ»

Подробнее...

Наш репертуар

Декабрь 2017

Наши партнеры

Министерство культуры Российской Федерации

Министерство культуры Республики Башкортостан

Информационное агентство Башинформ

Культурный мир Башкортостана

ПрессаКаватина Фигаро для рояля с...

Вернуться назад

Каватина Фигаро для рояля с...

Автор: Виктория Симонова, Журнал "Рампа".

Дата: 30.12.2014

...да с кем угодно! Хоть с начинающим певцом, хоть с примадонной, хоть с флейтой, хоть со скрипкой. Главное, чтобы за роялем был классный концертмейстер. Желательно, чтобы Елена Мороз. Остальное - дело техники.

А почему именно Фигаро? Тут всё просто: по всеохватности, универсальности, таланту и чувству юмора ей сродни только один цирюльник из Севильи, чьё умение находиться одновременно в разных местах с пользой для окружающих воспето и Бомарше, и Моцартом, и Россини. Знаменитая каватина Фигаро в переводе на русский да послужит нам лоцией для небольшого экскурса в историю известного в нашей республике концертмейстера, заслуженной артистки Российской Федерации и Республики Башкортостан, профессора Елены Александровны Мороз, отмечающей нынче юбилей.

Место! Раздайся шире, народ! Место!
Города первый любимец идёт, первый!

Так начинается каватина, но путь к всеобщей любви и профессиональной состоятельности для будущей пианистки не был прямым. Гордо и решительно она отвергла своего первого педагога по фортепиано, эмоциональную итальянку, в сердцах ударившую ученицу по рукам. И так же настояла на возобновлении уроков, когда подружка пошла в музыкальную школу. Просто не допустила мысли, что может в чём-то отстать.

Ещё не выйдя из ученического возраста, будучи студенткой Оренбургского музыкального училища, Елена попала на работу в филармонию в качестве концертмейстера. И последующие университеты (Московский музыкально-педагогический институт имени Гнесиных, где училась, Уфимский государственный институт искусств и Башкирский государственный педагогический университет имени Акмуллы, где работала) – это уже полировка тех нужных граней, которые дала реальная жизненная практика музыканта, пропустившего через свои руки и сердце тонны нотного материала. Волна упорного и постоянного «подогрева» исполнительского мастерства, вместе с искренним интересом к людям, осенённым музыкальным даром, со временем вынесла Елену Александровну на тот негласный Олимп, где её знают все. Сейчас, наверное, не одна сотня профессионалов – вокалистов, концертмейстеров, скрипачей, флейтистов, кураистов, педагогов – при имени Мороз по-летнему расцветают от чувства благодарности.

Днём я и ночью вечно в занятьях,
Все меня ждут и зовут вперебой;
Что же быть может лучше, приятней
И благороднее жизни такой!

Думаю, даже сам Фигаро удивился бы, сколько всего успевает Елена Александровна за 24 часа в сутки. За более чем 40 лет творческой деятельности она ни разу не работала в одном месте. Она всегда была нарасхват – то в Союзе композиторов зовут сыграть вокальный цикл или оперу в концертном исполнении, то бригада филармонии едет на гастроли по городам и весям, то студентов нужно готовить к конкурсу, а то и самой собирать чемодан в дорогу на очередной фестиваль. Через её руки прошла в буквальном смысле вся история культуры Башкортостана! Даже в перечислении список тех, кому она играла, похож, скорее, на энциклопедию – Хусаин Мазитов и Заки Махмутов, Флюра Кильдиярова и Ляля Ахметзянова, Фанави Салихов и Ямиль Абдульманов, Лина Гареева и Вакиль Жалалетдинов…

Как только не величают её те, кого она буквально «вытаскивает» из вокальных проблем, вразумляет и наставляет. В испостаси концертмейстера для вокалистов Елена Александровна вроде домашнего доктора: и «пациента» знает, и может присоветовать, и пожалеет, и пожурит. И главное, «лечение» её приносит ощутимые результаты. Только вчера, кажется, певица отчаялась найти грамотного педагога в попытках самостоятельно «вытащить» голос, а с Еленой Александровной, позанимавшись да подобрав подходящий репертуар, блеснула на конкурсе и получила приглашение выступить за границей!

Понятно, что истории вокальных «золушек» и «принцев» не всегда заканчиваются как в сказке. Есть и такие, о ком у Елены Александровны болит душа, кто не реализовал свои возможности, упустил шанс или сознательно отвернулся. Но она же не ограничивается одним видом деятельности, а значит, если где-то закрылась форточка, то значит, рядом открылась дверь.

Фигаро здесь, Фигаро там, Фигаро здесь, Фигаро там,
Фигаро вверх, Фигаро вниз, Фигаро вверх, Фигаро вниз…

Началось с почти анекдота. Маститый композитор написал романс, в котором продублировал партию певицы голосом флейты, а молодая пианистка вдруг влезла с предложением – расписать партии как диалог, поочерёдно. И романс зазвучал совершенно по-новому, свежо и затейливо сплетая тембры. Мэтр оценил «ушастую» пигалицу, и с тех пор к ней потекли ручейки партитур и клавиров от композиторов, мечтавших, чтобы в нотах всё было безупречно.

Сейчас трудно представить, каких трудов всего пару-тройку десятилетий назад стоило издать ноты. В Уфе нотографией занимались всего три человека. Они печатали маленькими штампами, по крупицам собирая нотный текст для издания. Елена Александровна освоила навыки редактирования в свободное от концертной и педагогической деятельности время. Ползая по «свежевыпеченным» нотным листам, вся в туши с ног до головы, она довела до ума около двадцати сборников башкирских авторов: Салавата Низаметдинова, Розы Сахаутдиновой, Нура Даутова, Шамиля Ибрагимова, Рафика Сальманова, Газиза Давлетбердина и других.

Как-то раз её попросил посмотреть будущий сборник Салават Низаметдинов. Елена Алекандровна взглянула и ужаснулась количеству ошибок! Что делать? Сборник уже готов к печати, за него заплатили большие деньги, и возвращать на доработку Союз композиторов не разрешит. И тогда Мороз настояла, чтобы исправить ошибки, сославшись на необходимость литературного вмешательства.

Бритвы, ланцеты, гребёнки и щётки,
Куда бы ни шёл, при себе я держу

Не совсем так, как у Фигаро, но у Елены Александровны помимо музыкальных занятий припрятаны другие затеи. Знают ли её ученики, что она в своё время была чемпионкой города по настольному теннису? Она и сейчас на пару с дочерью Оксаной и внучкой Машей «делает» за дачным теннисным столом всех, кто берётся с ними потягаться.

А ещё она отлично играет в шахматы и шашки. Даже первый разряд имеет. Как-то раз по-дружески отправилась на турнир по шашкам от какой-то торговой организации, где работала её подруга. Правда, чуть не «спалилась», когда во время игры по радио объявили: «Партия фортепиано – Елена Мороз». А Мороз в это время за шашечной доской изображает товароведа-интеллектуала.

Историй, подобной этой, у Елены Александровны – вагон и маленькая тележка. Со вкусом и фирменным «морозовским» юмором она может повествовать часами. И про то, как подхватила после уехавшего педагога тринадцать камерных ансамблей – ночевали в Шаляпинском зале, но все сдали госэкзамены на пятёрки. И про последний съезд Союза композиторов СССР. И как колесили по бездорожью по колхозам-миллионерам с композиторами и музыкантами. И как училась печатать, набирая статьи, учебные программы, методички, число которых перевалило уже за 140 печатных листов. И как любит и гордится своими детьми и внуками, и какой потенциал юмора проявляет правнук в свои несколько месяцев от роду…

Она любуется воспоминаниями, как Фигаро, перебирающий свои инструменты и подсчитывающий, сколько дел он успел сделать. Правда, в отличие от севильского мачо, она никогда не кичится сделанным. Но я уверена – в особый день, когда в концертном зале её любимой филармонии соберутся солисты и коллеги, педагоги Академии искусств и Педагогического университета, звёзды симфонического оркестра и оперного театра на «Музыкальное приношение юбиляру», кто-нибудь обязательно крикнет:

Ах, браво, Фигаро, браво, брависсимо, браво!
Вряд ли найдётся счастливец такой!

Виктория Симонова, Журнал "Рампа".

Вернуться назад