Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930

Наши новости

Фестиваль «Голоса России» откроет Сибирский хор Уже 24 сентября на сцене ГКЗ «Башкортостан» – наши гости из Новосибирска!.....
В ФИЛАРМОНИИ ПРЕЗЕНТУЮТ КЛУБ ФИЛОФОНИСТОВ В Уфе возрождается клуб филофонистов.....
В каждом сердце - голоса России! Впервые в Уфе - Всероссийский фестиваль хоров, ансамблей песни и танца "Голоса России".....
Алексей Чернов - пианист, композитор, современник... «Враг музыки – не авангард, а непрофессионализм...» (Алексей Чернов).....
Филармония представляет! Гастрольный тур нового сезона После летних отпусков творческие коллективы Башкирской государственной филармонии им. Х. Ахметова сн.....
ГАСТРОЛДӘР Х.Әхмәтов исемендәге Башҡорт дәүләт филармонияһының ижади коллективтары йәнә гастролдәргә сыға......
Удачи, Альфия! Наши на «The Spirit of Desht-I-Kipchak»!.....
ОСЕНЬ В СТИЛЕ ДЖАЗ НА GOGOL-STREET! Начало осени Башкирская государственная филармония имени Хусаина Ахметова знаменует встречей с джаз.....
Филармония объявляет Музыкальную осень! Осень невозможно не ждать, когда она музыкальная! И Башкирской государственной филармонии есть что п.....
Разыгран первый пригласительный на "Голоса России"! Уфимка выиграла пригласительный билет на 2 лица на один из концертов фестиваля "Голоса России"!.....

Опрос

Как Вы оцениваете работу филармонии?

Архив

Статьи

Новости

ЭЛЕКТРОННЫЕ БИЛЕТЫ

Продажа билетов онлайн

Получить всю информацию о  наличии и стоимости билетов  теперь легко: не выходя из дома,   с мобильных устройств, подключенных к сети Интернет.

Подробнее...

Наш репертуар

Сентябрь 2017

Октябрь 2017

Наши партнеры

Министерство культуры Российской Федерации

Министерство культуры Республики Башкортостан

Информационное агентство Башинформ

Культурный мир Башкортостана

ПрессаКружевные мелодии счастья и трагический аккорд

Вернуться назад

Кружевные мелодии счастья и трагический аккорд

Автор: Ольга Курганская / газета "Истоки"

Дата: 10.11.2014

Фортепианный вечер Танела Йоаметса
Эта строка, навеянная «мелодиями счастья», принадлежит современному исполнителю романсов Олегу Погудину. В своей музыкально-поэтической окраске она словно предназначена стать анонсом концертного выступления известного эстонского пианиста Танела Йоаметса.

16 октября в Малом зале уфимской филармонии имени Х. Ахметова музыкант исполнил программу из произведений А. Скрябина, С. Рахманинова, Л. Бетховена.

Из музыкальной антологии Серебряного века

Наш зритель давно знаком с пианистическим мастерством Танела. Музыкант с удовольствием приезжает в Уфу, всякий раз представляя новую программу. Кроме того, в его исполнении постоянно звучат импровизации. В совершенстве владея этим искусством, пианист удивляет нас неистощимой музыкальной фантазией, когда никакие условности не мешают «блуждать по закоулкам своей души». Не стал исключением и этот вечер, начавшийся с импровизации.

В 2000 году в Москве на Втором международном конкурсе имени А. Скрябина Танел Йоаметс получил звание лауреата и стал настоящим любимцем публики и прессы. Гастрольные поездки открыли его имя и зарубежному зрителю. В 2010 году у себя на родине музыкант стал стипендиатом в номинации «Эстонский исполнитель года». С сочинениями Александра Скрябина у него, вероятно, связалось прочное и незабываемое ощущение: мир совершенен, мечта стала действительностью, и хочется воскликнуть: «Остановись, мгновение!». Я не преувеличиваю, такие моменты, такие встречи с «гением красоты» принадлежат к самому редкому, самому прекрасному, что можно испытать в жизни.

Концертная программа представляет нам музыку Серебряного века – Прелюдии Скрябина, ор. 11. Этот цикл композитор писал с перерывами в течение восьми лет. В 1890-х годах он сочинял исключительно для фортепиано, и все созданное в этот период отмечено глубоким влиянием Шопена. А в середине 1900-х в творчестве Скрябина сложился индивидуальный стиль – с импульсивной, капризной ритмикой и многослойной фактурой, а звукосочетания получили новую, чувственную окраску. Вошедшие в постоянный обиход композитора диссонансы – иногда дерзкие, но выразительные – оставляют слушателя неспокойным, но благодарно взволнованным.

В России, особенно в первую четверть прошлого века интеллектуальная музыка Скрябина с ее изощренной красотой пользовалась огромной популярностью. Но и сегодня этот фантаст и мечтатель вселенских масштабов остается в своем искусстве непревзойденным новатором. Во влекущих к себе мелодических фразах, как бы надломленных, чувствуется, что автор вводит нас в круг своих размышлений и мятежных порывов. Иногда звуковой рисунок тонок, как намек, нежен, как ласка. Увлеченная в скрябинские миры, публика горячо аплодирует уникальному дуэту – звуковому решению исполнителя и мастерству композитора.

Свое выступление Танел продолжает сочинениями Сергея Рахманинова. В начале ХХ века у композитора окончательно сформировался романтический стиль – с распетыми лирическими мелодиями, полифонией аккомпанирующих голосов, с полнозвучными аккордами, имитирующими колокольный звон. Все это слышится в его Прелюдиях из опуса 32. Среди пьес этого жанра прозвучала сумрачная Прелюдия си-минор, отличающаяся мелодичным перезвоном колоколов.

Примечательно, что Пятая, Одиннадцатая и Двенадцатая прелюдии созданы Рахманиновым за один день, что говорит о небывалом творческом вдохновении композитора. Первой родилась лучезарная Прелюдия соль-мажор. Умиротворенность, плавное движение и парящая в вышине легкая мелодия жаворонка придают ей неповторимое очарование. Замыкающая цикл соль-диез минорная Прелюдия, напротив, полна печальных раздумий, переливчатым звоном своих колокольцев зовет в неоглядные дали русской осени.

Ваш выход, господин Бетховен!

Благодаря Танелу в компании русских музыкантов оказался и пришелец с берегов Рейна, Людвиг ван Бетховен, завоевавший своими творениями весь мир. Осип Мандельштам посвятил «Оду» Бетховену, композитору, с «кем можно глубже и полнее всю чашу нежности испить». Свои стихи он инкрустирует портретными штрихами Бетховена, соответствующими нашим представлениям:

Когда земля гудит от грома
И речка бурная ревет
Сильней грозы и бурелома,
Кто этот дивный пешеход?
Он так стремительно ступает
С зеленой шляпою в руке,
И ветер полы развевает
На неуклюжем сюртуке.

Бетховен пришел в музыкальное искусство с новыми формами и смелым языком на основе героического содержания. Наряду с «развлекательными» произведениями в духе традиций дворянского салона XVIII века, он писал сочинения, в которых прокладывал свой путь, отличающийся от пути предшественников.

В его музыке дошло до нас порывисто-страстное человеческое устремление к счастью, к свободе – через борьбу и страдания. Этот девиз пронизывает все его творчество. Но из цикла тридцати двух фортепианных сонат исполнитель выбрал ре-мажорную (ор. 28 № 7), наименее страстную, именующуюся «Пасторальной». Здесь мы услышали бодрый венский танец, прониклись скорбной патетикой Ларго, восхитились головокружительным Скерцо, в котором «смеющиеся» каскады нот легко порхают, словно крылья бабочки. Казалось, сам дух Бетховена носится над клавиатурой, изъявляя свою волю. И в этом звуковом воплощении властелин рояля испытывает возвышенное состояние души, о чем и писал Гете:

Мы жаждем, видя образ лучезарный,
С возвышенным, прекрасным, несказанным
Навек душой сродниться благодарной,
Покончив с темным, вечно безымянным.
Жизнь без музыки была бы ошибкой

Концерт продолжался два с половиной часа. Не утомляя публику лишними поклонами и не дожидаясь благодарных аплодисментов, блистательный солист без устали играл «бисовые» номера. Музыкальным парадом прошли сочинения композиторов: задумчивый Скрябин со своим знаменитым до-диез минорным Этюдом, светлый, мечтательный Григ с лирической «Весной», негодующий Шопен с трагическим «Революционным этюдом».

Не остался без внимания и французский импрессионист Клод Дебюсси с его «Отражениями в воде». Под пальцами пианиста задрожала легкая зыбь заснувших отблесков. И в неторопливых картинах волнистое зеркало звучаний отразило чарующую прозрачность аккордов и плавно набегающих арпеджио… Так мое воображение читает эту «музыкальную живопись». Но музыка многозначна, поэтому восприятие допускает самые неожиданные варианты. И вполне вероятно, что на «мольберте» музыканта может оказаться иная картина, нарисованная вашей фантазией.

Танел познакомил уфимского слушателя и со своим талантливым соотечественником, композитором Лепо Сумерой, исполнив его фортепианную «симфонию» «Пардон, Фридерик!». Ее эклектический стиль, где встречаются разные эпохи, где элегантная мазурка Шопена звучит в обрамлении мелодических узоров и гармоний современного автора – все это вызвало интерес и одобрение зала. Поклонники высокого искусства бесконечно благодарны эстонскому музыканту за радость встречи, за щедрость души и таланта.

Постоянные посетители концертов отмечают работу творческих коллективов филармонии, их интересные проекты и организацию гастролей выдающихся артистов, чьи выступления оставляют незабываемые впечатления. В те волнующие мгновения, когда к нам слетаются волшебные грезы, а душа и чувства сливаются в страстном объятии, уже не сомневаешься, что жизнь без музыки была бы ошибкой.

Ольга Курганская / газета "Истоки"

Вернуться назад