Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930

Наши новости

Филармония представляет новые эстрадные коллективы Новое дыхание и новое звучание эстрады!.....
Внимание! Не пропустите! "МузRingШоу" Открытие 79-го концертного сезона в Большом зале "ЗА ЖИЗНЬ НА СЦЕНЕ" пройдёт в формате музыкального .....
Поздравляем с победой! Кураист Башкирской филармонии Ильнур Хайруллин стал обладателем Гран-при Регионального фестиваля ба.....
В Башкирской филармонии выступит Нидерландский секстет «Hexagon» 25 ноября секстет «Hexagon» снова выступит в филармонии. В программе концерта - Н.А. Римский-Корсако.....
Виктория Симонова: «Хорошая музыка повышает качество нашей жизни» Интервью с лектором-музыковедом Викторией Симоновой.....
С днём профсоюзного работника Республики Башкортостан! Поздравляем всех членов профсоюзов своих организаций! И надеемся на пополнение рядов профессиональны.....
В декабре стартует "АМАНАТ"-2 II Республиканский конкурс исполнителей на башкирских народных инструментах «АМАНАТ» (думбыра, кыл-.....
Всероссийский Виртуальный зал приглашает В Башкирской филармонии состоится трансляция московского концерта звёзд XXI века......
Артисты филармонии выступят в Германии Наши музыканты представят немецким собратьям богатый культурный мир нашей республики – башкирские на.....
Поздравляем! Сегодня, 8 ноября, состоялось официальное награждение.....

Опрос

Как Вы оцениваете работу филармонии?

Архив

Статьи

Новости

ЭЛЕКТРОННЫЕ БИЛЕТЫ

Продажа билетов онлайн

Получить всю информацию о  наличии и стоимости билетов  теперь легко: не выходя из дома,   с мобильных устройств, подключенных к сети Интернет.

Подробнее...

Наши фестивали

II Республиканский конкурс исполнителей на башкирских народных инструментах «АМАНАТ»

Подробнее...

Наш репертуар

Декабрь 2017

Наши партнеры

Министерство культуры Российской Федерации

Министерство культуры Республики Башкортостан

Информационное агентство Башинформ

Культурный мир Башкортостана

Пресса"Магия слова"

Вернуться назад

"Магия слова"

Автор: Елена ШАРОВА / Газета "Республика Башкортостан"

Дата: 25.01.2016

Как достучаться до сердца слушателя, знает Александр ДОНГУЗОВ.
Всем нам так или иначе приходилось примерять на себя роль мастера художественного слова. Кто-то в нежном возрасте под умиленные взгляды мамы и бабушки, встав на табуретку, пытался пленить Дедушку Мороза с подозрительно знакомыми папиными глазами задушевным: «Долго брел средь ив и сосен к нам на елку Дед Мороз»...

Всем нам так или иначе приходилось примерять на себя роль мастера художественного слова. Кто-то в нежном возрасте под умиленные взгляды мамы и бабушки, встав на табуретку, пытался пленить Дедушку Мороза с подозрительно знакомыми папиными глазами задушевным: «Долго брел средь ив и сосен к нам на елку Дед Мороз». Поколение постарше, несомненно, вспомнит, как застенчивые девушки в юбках колоколом застенчиво млели, когда находчивый кавалер нежно шептал на ушко строчки «собственного сочинения»: «Я вас люблю, хоть и бешусь, хоть это труд и стыд напрасный...».
А кто-то раз и навсегда был околдован магией слова, способного вызвать восторг, любовь, ненависть, способного убить или вознести. Как Александр Донгузов, не так давно получивший звание народного артиста РБ, мастер художественного слова Башкирской филармонии.
Страшилки от училки
В том, что Александр Анатольевич почти 40 лет преданно служит своей профессии, несомненно, есть немалая заслуга учителей. Тот самый волшебный пинок, направивший «юношу, обдумывающего житье» в верном направлении, он получил в 64-й уфимской школе, где трудились люди любящие: свою работу и, прежде всего, учеников.
— Александра Федоровна Мязина прожила большую жизнь: ей было за 90, когда она ушла, — рассказывает Донгузов. — Вспоминается, как она возила нас в Красный Яр. Мы ночевали там в школе. А она рассказывала нам в темноте истории-страшилки. Много лет спустя мы с ней встретились, я все выпытывал, откуда она взяла особенно впечатливший меня рассказ. Она не помнила. Зато в сей же час мне его пересказала: без запинки, как по писаному. Однажды я ее обидел. Нам задали выучить «Бородино». Она поставила «четверку». Я выступил с заявлением: «Не согласен!» Стихотворение мне нравилось, и «четверка» казалась оценкой недостойной. А она заплакала. При нашей этой встрече я сказал, что давно хотел извиниться. За что, она уже не помнила. Она просто нас любила. И прощала.
Александр Алексеевич Федоров был фронтовиком, раненным на Курской дуге. Он был воспитанником детдома, совершенно одиноким попал на фронт, после ранения его привезли в Уфу — в никуда. За ним стала ухаживать одна из санитарок. А после комиссования взяла его к себе жить, помогла ему закончить педагогический институт. Я обычно писал сочинения объемом в школьную тетрадку. А он писал мне ответ примерно такой же величины, призывая учить знаки препинания и расхваливая содержание. Я занимался в пионерском театре, а он ставил там спектакли. И у меня было ощущение, что я являюсь его продолжением, человеком, осуществившим его мечты.
Когда в культуру вмешивается политика
Словом, дальнейшая судьба Александра-выпускника была совершенно ясна: ярко освещенная сцена маячила перед его мысленным взором.
Но в только что открывшемся институте искусств набирали режиссеров. Не артистов, конечно, но все же... Александр учился хорошо. А с третьего курса ушел. В никуда. Хотя мы и затвердили утешительную фразу, что культура вне политики, в дело вмешалась именно она. Педагогом студента Донгузова была легендарная Шаура Муртазина, человек необыкновенный и в профессии, и в жизни. Максималистка, бесконечно преданная своему делу, жившая по высшим принципам порядочности, которые и воспитанникам своим внушала. Мечтавшая, чтобы сцена ушла от шаблона, чтобы в республике был европейского уровня театр. Твердившая как аксиому: «Творчество — это преломление личности», воспитывавшая как раз не режиссеров только, но — личностей.
Шаура Мусовна вынуждена была уйти и из института, и из театра — как дочь репрессированного. Александру было 22 года, он встал на ее сторону. И ушел вместе с ней и разделявшими его взгляды ребятами.
В то время в Стерлитамаке работали ученики Муртазиной. Она списалась, и Александр поехал «показываться». В его «рукаве» как раз была припасена «козырная карта»: в конце второго курса он сыграл значительную роль — Раскольникова в «Преступлении и наказании». Ее и показал в Стерлитамаке. Что интересно: тогда же в город приехала московская комиссия. В это время вышел спектакль «Петербургские сновидения» с необыкновенно популярным Геннадием Бортниковым. Александр достойно выдержал сравнение и заслужил лестное одобрение столичных искушенных знатоков. Театральная жизнь ставшего стерлитамакцем Донгузова могла бы сложиться очень даже удачно, но грянула армия. А после нее возвращение опять в никуда.
Уфа — Ярославль
Но был у Александра задушевный друг-товарищ — небезызвестный Борис Ларионов, кстати, долгое время работавший директором Городского дворца культуры. Он и предложил: «А давай в Русскую драму!» Между тем с Габдуллой Гилязевым, тогдашним худруком театра, Александр был «в контрах».
— Я как-то даже руки ему не подал: он был не на стороне Шауры Мусовны. Но поддался на уговоры Бориса и пошел. И Гилязев меня взял. И никогда не напомнил, какое оскорбление я ему нанес. Получилось: люди, на которых я надеялся, даже пальцем ради меня не пошевелили, а человек, вроде бы считающийся моим недругом, не только помог, но и не упрекнул ни разу, — вспоминает Александр Анатольевич. — Играл я, правда, роли небольшие. За исключением детских сказок: Петрушка, Леший. Проработал год и опять ушел.
Дело в том, что Донгузова, по его словам, свербило то, что он так и не получил образования. В Ярославском училище обретался еще один его друг. Александр опять «показался». И его взяли. Училище позднее реорганизовали в институт на основе ленинградского ЛГИТМИКа — педагоги были оттуда, ректор тоже. Пока учился, в театре Волкова успел поиграть: в массовках, конечно. Из педагогов особо запомнился Евгений Князев, обучавший сценическому движению — памятник Федору Волкову с него лепили. Все его предмет обожали: чуть перерыв — и народ хватается за рапиры.
В ярославском институте Александр учился заочно: в то время он уже работал в филармонии в Уфе.
Так что же такое Достоевский?
На этот раз судьба носила имя «Ильдар Кудашев», еще один задушевный друг, безумно увлеченный пантомимой. Человек необыкновенный и талант высочайшего класса. Очень работоспособный. Никому не нужный. И ни за что пропавший. Можно сказать, попросту убитый. Убитый равнодушием. Он воспитал целую плеяду мимов в самодеятельности, хотя работали они очень профессионально. Поставил два великолепных спектакля, которые шли с аншлагом в «Юбилейном». Очень хотел создать свой театр пантомимы. Бился долго. Ему никто не помогал, несмотря на то, что родня его была не из последних в республике людей. Фамилия Кудашевы, думается, у всех на слуху. Ильдар стал пить, начались проблемы с психикой, и он умер. В одиночестве.
Именно он приехал в Ярославль и предложил Александру работать в филармонии вместе. Было это в 1977 году, почти 40 лет назад.
Моя профессия погранична с актерской. И задача та же — достучаться до зрителя, растормошить его. Помню, как-то читал концерт по произведениям Достоевского. И тут девчонка одна вскочила: «О, я поняла, я наконец поняла, что такое Достоевский!» Вот ради таких моментов и хочется работать.
В Белорецке читал в театре «Дефицит», а затем подошла ко мне дама, журналистка, и сказала: «Знаете, я всю жизнь мечтала, чтобы мне кто-то объяснился в любви. Чтоб свечи. И музыка. И стихи. И это случилось!»
Свои программы Александр Анатольевич составляет сам. Долгий, до головокружения взгляд, устремленный в усыпанное крупными августовскими звездами небо, — повод создать проект «Ноктюрн». А чтение томика Тютчева не только привело к желанию поделиться своими впечатлениями со зрителями, но и побольше узнать о поэте, буквально затягивающем в водоворот своих бурных страстей.
— Как он любил! Как умел любить! — рассказывает Александр Анатольевич. — У поэта было потрясающее отношение к женщинам. У гроба жены, с которой он расстался, полюбив другую, за ночь поседел. Знаете, я не читал каких-либо трагических отрывков, произведений, а мне несколько раз говорили: «Вы так читаете — плакать хочется». Ведь слушатель, быть может, как раз неосознанно хочет, чтобы я задел именно те струны, от которых задрожит, заплачет или засмеется наша разучившаяся чувствовать душа.
 
Кстати
Александр Донгузов принимал участие в открытии музея 112-й башкирской кавалерийской дивизии, церемонии открытия памятной стелы героям Великой Отечественной войны, в качестве диктора — в Параде Победы 9 мая в Уфе, озвучивал документальные фильмы о М. Акмулле и М. Гафури. Автор программ по произведениям М. Карима, С. Кудаша, Г. Саляма, Ш. Бабича, Н. Наджми и поэтов Серебряного века — А. Блока, М. Цветаевой, О. Мандельштама, Б. Пастернака, сатириков Л. Измайлова, Г. Горина, А. Каневского, поэтов Б. Окуджавы, Е. Евтушенко, К. Симонова.
 

Вернуться назад