Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930

Наши новости

По вашим многочисленным просьбам... В октябре состоятся два концерта "Песочная фантазия".....
Его любовь к башкирской песне сродни радению проповедника 26 сентября Башкирская филармония приглашает на юбилейный вечер замечательного певца, ветерана сцены.....
В Уфе состоялось открытие клуба филофонистов Сегодня, 21 сентября в Малом зале Башгосфилармонии состоялась презентация Уфимского клуба филофонист.....
Башкирские артисты вернулись с наградами из Казахстана Солисты Башкирской филармонии с успехом выступили в Международном фестивале-конкурсе этнических куль.....
Фестиваль «Голоса России» откроет Сибирский хор Уже 24 сентября на сцене ГКЗ «Башкортостан» – наши гости из Новосибирска!.....
В ФИЛАРМОНИИ ПРЕЗЕНТУЮТ КЛУБ ФИЛОФОНИСТОВ В Уфе возрождается клуб филофонистов.....
В каждом сердце - голоса России! Впервые в Уфе - Всероссийский фестиваль хоров, ансамблей песни и танца "Голоса России".....
Алексей Чернов - пианист, композитор, современник... «Враг музыки – не авангард, а непрофессионализм...» (Алексей Чернов).....
Филармония представляет! Гастрольный тур нового сезона После летних отпусков творческие коллективы Башкирской государственной филармонии им. Х. Ахметова сн.....
ГАСТРОЛДӘР Х.Әхмәтов исемендәге Башҡорт дәүләт филармонияһының ижади коллективтары йәнә гастролдәргә сыға......

Опрос

Как Вы оцениваете работу филармонии?

Архив

Статьи

Новости

ЭЛЕКТРОННЫЕ БИЛЕТЫ

Продажа билетов онлайн

Получить всю информацию о  наличии и стоимости билетов  теперь легко: не выходя из дома,   с мобильных устройств, подключенных к сети Интернет.

Подробнее...

Наш репертуар

Сентябрь 2017

Октябрь 2017

Наши партнеры

Министерство культуры Российской Федерации

Министерство культуры Республики Башкортостан

Информационное агентство Башинформ

Культурный мир Башкортостана

Пресса"Соло для тенора"

Вернуться назад

"Соло для тенора"

Автор: Елена ШАРОВА / Газета "Республика Башкортостан"

Дата: 05.02.2016

Главное и для певца, и для человека — честность, считает Вахит Хызыров

Булат Окуджава знал, о чем говорил, когда написал свою известную песню: «Счастлив дом, где пенье скрипки наставляет нас на путь...». В семье Вахита Хызырова, кстати, скрипка была. А еще баян и пианино. Музыка была в почете: шестеро детишек сельского ветеринара из деревни Таштимерово, что в Абзелиловском районе, зачарованно слушали, как с винилового диска звучат ставшие практически родными голоса Фариды Кудашевой, Назифы Кадыровой, Ильфака Смакова и, конечно, мелодии экзотической Индии. Дедушка Ахмадулла считался знатоком башкирской народной песни, а папа и мама просто пели для души.
Каждый день — по одному произведению
Вахит маму разочаровал — тем, что без колебаний отправился после школы учиться на тракториста. Считал: вырос, пора отцу по хозяйству помогать.
— Но мама решила: мы наработались, пусть хоть дети поживут в свое удовольствие, — говорит Вахит. — Сейчас-то уж я знаю, насколько сложна жизнь артиста, какой это адский, психологически изматывающий труд. Мало кто долго живет после пенсии. Я вот для себя распланировал — жить до 87 лет. А планы свои я стараюсь перевыполнить.
Так что петь Вахит стал с тех пор, как себя помнит. И еще танцевать.
Первым отправился в Уфу брат — у него был сильный, красивый баритон. А затем уехал и Вахит: поступать в училище искусств. Кроме него, «легкой» жизни артиста жаждали еще более трехсот ребят. Это притом, что набирали десять человек.
— Сейчас как педагог я могу сказать, чем приглянулся приемной комиссии, — рассказывает Хызыров. — У меня был тембр, абсолютный слух — а это, скажу я вам, большая редкость. Тут-то и пригодились домашние посиделки возле радиолы и шипящие под иглой старенькие пластинки с песнями Ильфака Смакова. Их я и исполнял. Голос, правда, у меня был небольшой — всего одна октава. Зато все прочие достоинства плюс трудолюбие привели к тому, что уже на втором курсе я выступал не где-нибудь, а в «Нефтянике», на сцене театра оперы и балета в сопровождении симфонического оркестра, в филармонии. Не пропускал ни одного правительственного концерта.
К слову, о планах и их перевыполнении — усердный студент училища искусств поставил себе задачу: каждый день выучивать по одному произведению. А на втором курсе института искусств, куда после училища подался Хызыров, в его репертуаре их было уже около двух тысяч.
В институте искусств, как считает певец, были лучшие годы учебы. И то сказать: он попал к легенде башкирской вокальной школы Миляуше Муртазиной.
— Самый любимый педагог и человек на всю жизнь, — вспоминает Вахит.
Кофе, химический карандаш и воля к победе
Хотя сцена стала привычной и нестрашной еще в студенческие годы, все же первой серьезной пробой сил молодого певца стало участие во Всероссийском конкурсе «Агидель-90», где Вахит Хызыров был удостоен диплома и специального приза «За волю к победе». Хотя, вообще-то, светило ему первое место. Если бы не одно «но» — композитор, песни которого Вахит должен был петь в последнем туре в сопровождении оркестра, уступил известной человеческой слабости. И, конечно, не потрудился оркестровать свои сочинения. Просто не пришел. Вместо того, чтобы отсыпаться перед последним туром, глубокой темной ночью Хызыров вместе с музыкантом Айдаром Хусаиновым, слюнявя химический карандаш, занимался оркестровкой злополучных песен. Курили, пили кофе и работали. До утра. Александр Михайлов, руководитель оркестра симфонической и эстрадной музыки Центрального телевидения и радио, видимо, оркестровки в таком исполнении еще никогда не видел и дивился ей долго.
Но рискнул — музыканты в его коллективе были уникальные. До кучи сначала отказал один из микрофонов, следом на записывающей бобине порвалась лента, а затем Хызыров просто не успел дойти до микрофона, как кончилось вступление. В результате молодой певец радостно выходил к публике аж четыре раза. С лауреатского места, конечно, слетел, но приз «За волю к победе» получил очень даже заслуженно.
Со времени достопамятного фестиваля прошло немало лет. Башкирского певца с восторгом встречали в Китае и Нидерландах, Бельгии и Италии, Швейцарии и Казахстане. А одну из своих наград — Гран-при Международного фестиваля эстрадных и народных песен тюркоязычных народов «Тюрковизион» — Хызыров вспоминает с особой ностальгией. Пел в половине пятого утра под открытым небом на стадионе, бывшем римском Колизее.
О чём ноют современные певцы
Ныне разнообразный и разножанровый репертуар певца просто поражает: это музыка зарубежных и отечественных классиков, башкирских и татарских композиторов, старинные романсы, народные песни. «Иногда пел не по желанию, а вопреки, — уточняет Вахит. — Башкирские народные песни очень тяжелы для исполнения: для них нужен достаточно большой диапазон голоса, драматургически они тоже нелегки. Некоторые из них я смог осилить совсем недавно: набравшись опыта, мастерства, сил. Сам с собой борешься — и от этого получаешь удовольствие. Спел с хоровой капеллой Алсу Хасбиуллиной «Стабат матер» Антонина Дворжака. И еще раз спеть хочу, хотя музыка очень сложная, в России ее исполняют редко. Романсы — вообще статья особая, особенно городские. Для них нужна идеальная голосовая интонация, и не ноты необходимо извлекать, а мелодику слова. Правда, думаю, это и ко всем песням относится. Иногда сидишь в жюри, голос, вроде, у конкурсанта есть, а о чем поет — непонятно, ноет, ноет, во рту — каша.
Что общего между Папой Римским и Дедом Морозом
А недавно Хызыров удивил меломанов еще одной стороной своей творческой натуры: в Уфе вышла его книга рассказов на башкирском языке «Сынок».
— Это все память, — смеется певец. — Спокойно жить не дает. Много поездил, повидал, с разными людьми познакомился. В последние годы много слушал отца: мудрый был человек. Знал, как где себя вести, как огонь в лесу добыть, когда дождь идет, как от медведя спастись, от яда змеи не пострадать, как с лошадьми разговаривать. Так вот больше сорока рассказов и получилось. Кроме меня, об этом никто не напишет. О жизни, родителях, воевавшем дедушке. О папе Иоанне Павле II. Его в Ватикане видел. Я такого, как он, встречал: это Мустай Карим был. Есть в них обоих что-то общее с Дедом Морозом. На волшебников похожи. И на мир глядели по-доброму. Иоанн — светлый, белый, крупный, как медведь. Я, кстати, в Ватикане принимал участие в ежегодной мессе, в соборе было около 15 тысяч человек, всем раздали ноты сочинения Иоанна, ноты старинные, квадратные, в григорианском стиле. Текст знакомый — «Аве Мария».
Вахит Хызыров, похоже, не только с людьми интересными общается, но и понимает, о чем размышляют наши соседи по планете:
— Есть у меня рассказ один — «Монолог Майки» — что думает корова Майка о современной жизни. Жизнь эта, не в пример нам, ей лучше кажется: гербицидов по бедности нет, так трава вкуснее. Осуждает свободные нравы нынешнего поколения, ибо считает, что любовь должна быть потомства ради, а не только удовольствия для.
Пятидесятилетний юбилей — повод не только для праздника, но и время остановиться, оглядеться вокруг, понять, что имеешь, «земную жизнь пройдя до половины».
- Плюс — это то, что свободен: пою, что хочу, общаюсь, с кем хочу, что планировал, делаю. Голос звучит, здоровье не подводит. Есть и минусы. Время людей вокруг меня пересортировало. Было несколько человек, которых я называл истинными друзьями, не больше пяти. Одного ныне считаю просто приятелем, — подводит итоги Вахит. — А вообще, люди более прагматичными стали. По башкирской поговорке, палец в свою сторону направлен.

Вернуться назад