Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Наши новости

Скорбим и помним... Ушла из жизни известный музыковед Давыдова Эльмира Мингажевна.....
Объявляется набор в Капеллу мальчиков! Государственная академическая хоровая капелла РБ им. Т.Сайфуллина объявляет дополнительный набор в К.....
УҢЫШТАР ТИМУРҒА Дуҫтар, тауыштарҙы йәлләмәйек!.....
«Салават» покоряет мир! Видеосюжет о Детской академии танца "Салават" при БГФ им. Х. Ахметова на телеканале Культура-Россия-.....
С Днем Семьи, Любви и Верности! Поздравление Башкирской филармонии с Днём семьи, любви и верности!.....
Внимание! Конкурс! Башкирская филармония объявляет о проведении конкурсных прослушиваний на должности в хоровую капеллу.....
Объявлен набор в Детскую академию танца "Салават" Детская академия танца "Салават" при Башкирской государственной филармонии им. Х. Ахметова приглашае.....
Башкирский курай зазвучит в Азербайджане Азат Бикчурин представит курай на фестивале в Азербайджане.....
БРАВО, «САЛАВАТИКИ»! В филармонии снова радостная весть! Наши «салаватики» взяли Гран-при Международного фестиваля-конкур.....

Опрос

Как Вы оцениваете работу филармонии?

Архив

Статьи

Новости

Полезное

2018 - Год Семьи

2018 год объявлен в Башкортостане Годом семьи

Абонементы

Всероссийский старт продажи абонементов

Подробнее...

ЭЛЕКТРОННЫЕ БИЛЕТЫ

Продажа билетов онлайн

Получить всю информацию о  наличии и стоимости билетов  теперь легко: не выходя из дома,   с мобильных устройств, подключенных к сети Интернет.

Подробнее...

Наш репертуар

Май-Июнь 2018

Наши партнеры

Министерство культуры Российской Федерации

Министерство культуры Республики Башкортостан

Информационное агентство Башинформ

Культурный мир Башкортостана

Пресса"Соло для тенора"

Вернуться назад

"Соло для тенора"

Автор: Елена ШАРОВА / Газета "Республика Башкортостан"

Дата: 05.02.2016

Главное и для певца, и для человека — честность, считает Вахит Хызыров

Булат Окуджава знал, о чем говорил, когда написал свою известную песню: «Счастлив дом, где пенье скрипки наставляет нас на путь...». В семье Вахита Хызырова, кстати, скрипка была. А еще баян и пианино. Музыка была в почете: шестеро детишек сельского ветеринара из деревни Таштимерово, что в Абзелиловском районе, зачарованно слушали, как с винилового диска звучат ставшие практически родными голоса Фариды Кудашевой, Назифы Кадыровой, Ильфака Смакова и, конечно, мелодии экзотической Индии. Дедушка Ахмадулла считался знатоком башкирской народной песни, а папа и мама просто пели для души.
Каждый день — по одному произведению
Вахит маму разочаровал — тем, что без колебаний отправился после школы учиться на тракториста. Считал: вырос, пора отцу по хозяйству помогать.
— Но мама решила: мы наработались, пусть хоть дети поживут в свое удовольствие, — говорит Вахит. — Сейчас-то уж я знаю, насколько сложна жизнь артиста, какой это адский, психологически изматывающий труд. Мало кто долго живет после пенсии. Я вот для себя распланировал — жить до 87 лет. А планы свои я стараюсь перевыполнить.
Так что петь Вахит стал с тех пор, как себя помнит. И еще танцевать.
Первым отправился в Уфу брат — у него был сильный, красивый баритон. А затем уехал и Вахит: поступать в училище искусств. Кроме него, «легкой» жизни артиста жаждали еще более трехсот ребят. Это притом, что набирали десять человек.
— Сейчас как педагог я могу сказать, чем приглянулся приемной комиссии, — рассказывает Хызыров. — У меня был тембр, абсолютный слух — а это, скажу я вам, большая редкость. Тут-то и пригодились домашние посиделки возле радиолы и шипящие под иглой старенькие пластинки с песнями Ильфака Смакова. Их я и исполнял. Голос, правда, у меня был небольшой — всего одна октава. Зато все прочие достоинства плюс трудолюбие привели к тому, что уже на втором курсе я выступал не где-нибудь, а в «Нефтянике», на сцене театра оперы и балета в сопровождении симфонического оркестра, в филармонии. Не пропускал ни одного правительственного концерта.
К слову, о планах и их перевыполнении — усердный студент училища искусств поставил себе задачу: каждый день выучивать по одному произведению. А на втором курсе института искусств, куда после училища подался Хызыров, в его репертуаре их было уже около двух тысяч.
В институте искусств, как считает певец, были лучшие годы учебы. И то сказать: он попал к легенде башкирской вокальной школы Миляуше Муртазиной.
— Самый любимый педагог и человек на всю жизнь, — вспоминает Вахит.
Кофе, химический карандаш и воля к победе
Хотя сцена стала привычной и нестрашной еще в студенческие годы, все же первой серьезной пробой сил молодого певца стало участие во Всероссийском конкурсе «Агидель-90», где Вахит Хызыров был удостоен диплома и специального приза «За волю к победе». Хотя, вообще-то, светило ему первое место. Если бы не одно «но» — композитор, песни которого Вахит должен был петь в последнем туре в сопровождении оркестра, уступил известной человеческой слабости. И, конечно, не потрудился оркестровать свои сочинения. Просто не пришел. Вместо того, чтобы отсыпаться перед последним туром, глубокой темной ночью Хызыров вместе с музыкантом Айдаром Хусаиновым, слюнявя химический карандаш, занимался оркестровкой злополучных песен. Курили, пили кофе и работали. До утра. Александр Михайлов, руководитель оркестра симфонической и эстрадной музыки Центрального телевидения и радио, видимо, оркестровки в таком исполнении еще никогда не видел и дивился ей долго.
Но рискнул — музыканты в его коллективе были уникальные. До кучи сначала отказал один из микрофонов, следом на записывающей бобине порвалась лента, а затем Хызыров просто не успел дойти до микрофона, как кончилось вступление. В результате молодой певец радостно выходил к публике аж четыре раза. С лауреатского места, конечно, слетел, но приз «За волю к победе» получил очень даже заслуженно.
Со времени достопамятного фестиваля прошло немало лет. Башкирского певца с восторгом встречали в Китае и Нидерландах, Бельгии и Италии, Швейцарии и Казахстане. А одну из своих наград — Гран-при Международного фестиваля эстрадных и народных песен тюркоязычных народов «Тюрковизион» — Хызыров вспоминает с особой ностальгией. Пел в половине пятого утра под открытым небом на стадионе, бывшем римском Колизее.
О чём ноют современные певцы
Ныне разнообразный и разножанровый репертуар певца просто поражает: это музыка зарубежных и отечественных классиков, башкирских и татарских композиторов, старинные романсы, народные песни. «Иногда пел не по желанию, а вопреки, — уточняет Вахит. — Башкирские народные песни очень тяжелы для исполнения: для них нужен достаточно большой диапазон голоса, драматургически они тоже нелегки. Некоторые из них я смог осилить совсем недавно: набравшись опыта, мастерства, сил. Сам с собой борешься — и от этого получаешь удовольствие. Спел с хоровой капеллой Алсу Хасбиуллиной «Стабат матер» Антонина Дворжака. И еще раз спеть хочу, хотя музыка очень сложная, в России ее исполняют редко. Романсы — вообще статья особая, особенно городские. Для них нужна идеальная голосовая интонация, и не ноты необходимо извлекать, а мелодику слова. Правда, думаю, это и ко всем песням относится. Иногда сидишь в жюри, голос, вроде, у конкурсанта есть, а о чем поет — непонятно, ноет, ноет, во рту — каша.
Что общего между Папой Римским и Дедом Морозом
А недавно Хызыров удивил меломанов еще одной стороной своей творческой натуры: в Уфе вышла его книга рассказов на башкирском языке «Сынок».
— Это все память, — смеется певец. — Спокойно жить не дает. Много поездил, повидал, с разными людьми познакомился. В последние годы много слушал отца: мудрый был человек. Знал, как где себя вести, как огонь в лесу добыть, когда дождь идет, как от медведя спастись, от яда змеи не пострадать, как с лошадьми разговаривать. Так вот больше сорока рассказов и получилось. Кроме меня, об этом никто не напишет. О жизни, родителях, воевавшем дедушке. О папе Иоанне Павле II. Его в Ватикане видел. Я такого, как он, встречал: это Мустай Карим был. Есть в них обоих что-то общее с Дедом Морозом. На волшебников похожи. И на мир глядели по-доброму. Иоанн — светлый, белый, крупный, как медведь. Я, кстати, в Ватикане принимал участие в ежегодной мессе, в соборе было около 15 тысяч человек, всем раздали ноты сочинения Иоанна, ноты старинные, квадратные, в григорианском стиле. Текст знакомый — «Аве Мария».
Вахит Хызыров, похоже, не только с людьми интересными общается, но и понимает, о чем размышляют наши соседи по планете:
— Есть у меня рассказ один — «Монолог Майки» — что думает корова Майка о современной жизни. Жизнь эта, не в пример нам, ей лучше кажется: гербицидов по бедности нет, так трава вкуснее. Осуждает свободные нравы нынешнего поколения, ибо считает, что любовь должна быть потомства ради, а не только удовольствия для.
Пятидесятилетний юбилей — повод не только для праздника, но и время остановиться, оглядеться вокруг, понять, что имеешь, «земную жизнь пройдя до половины».
- Плюс — это то, что свободен: пою, что хочу, общаюсь, с кем хочу, что планировал, делаю. Голос звучит, здоровье не подводит. Есть и минусы. Время людей вокруг меня пересортировало. Было несколько человек, которых я называл истинными друзьями, не больше пяти. Одного ныне считаю просто приятелем, — подводит итоги Вахит. — А вообще, люди более прагматичными стали. По башкирской поговорке, палец в свою сторону направлен.

Вернуться назад