Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Наши новости

Скорбим и помним... Ушла из жизни известный музыковед Давыдова Эльмира Мингажевна.....
Объявляется набор в Капеллу мальчиков! Государственная академическая хоровая капелла РБ им. Т.Сайфуллина объявляет дополнительный набор в К.....
УҢЫШТАР ТИМУРҒА Дуҫтар, тауыштарҙы йәлләмәйек!.....
«Салават» покоряет мир! Видеосюжет о Детской академии танца "Салават" при БГФ им. Х. Ахметова на телеканале Культура-Россия-.....
С Днем Семьи, Любви и Верности! Поздравление Башкирской филармонии с Днём семьи, любви и верности!.....
Внимание! Конкурс! Башкирская филармония объявляет о проведении конкурсных прослушиваний на должности в хоровую капеллу.....
Объявлен набор в Детскую академию танца "Салават" Детская академия танца "Салават" при Башкирской государственной филармонии им. Х. Ахметова приглашае.....
Башкирский курай зазвучит в Азербайджане Азат Бикчурин представит курай на фестивале в Азербайджане.....
БРАВО, «САЛАВАТИКИ»! В филармонии снова радостная весть! Наши «салаватики» взяли Гран-при Международного фестиваля-конкур.....

Опрос

Как Вы оцениваете работу филармонии?

Архив

Статьи

Новости

Полезное

2018 - Год Семьи

2018 год объявлен в Башкортостане Годом семьи

Абонементы

Всероссийский старт продажи абонементов

Подробнее...

ЭЛЕКТРОННЫЕ БИЛЕТЫ

Продажа билетов онлайн

Получить всю информацию о  наличии и стоимости билетов  теперь легко: не выходя из дома,   с мобильных устройств, подключенных к сети Интернет.

Подробнее...

Наш репертуар

Май-Июнь 2018

Наши партнеры

Министерство культуры Российской Федерации

Министерство культуры Республики Башкортостан

Информационное агентство Башинформ

Культурный мир Башкортостана

ПрессаУфимский причал странствующих трубадуров

Вернуться назад

Уфимский причал странствующих трубадуров

Автор: Ольга Курганская / газета "Истоки"

Дата: 15.10.2014

Наверное, неслучайно театрально-музыкальные сезоны открываются осенью, когда по-особому воспринимается, как отмечал Константин Паустовский, «великий шедевр природы, напоминающий, что жизнь вокруг полна значения и смысла».
Долгожданные гости уфимской филармонии, солисты фонда «Таланты мира» под руководством Давида Гвинианидзе подарили столичному зрителю свою «осеннюю мелодию любви», согретую теплом и нежностью души.

«Им дан язык для выраженья чувств»

Наши гости – уже известные уфимской публике Алехандро Олмедо, Денис Седов и впервые появившийся на нашей сцене Андрей Бреус. Сегодня эти солисты – премьеры оперных театров мира в образе трубадуров восхищают нас роскошью своих голосов и оригинальным признанием в любви.

Трубадуры появились во Франции в XII–XIII веках. Принадлежащие к аристократии, поэты-музыканты владели изысканной манерой сочинения, воспевали радости жизни и романтичную рыцарскую любовь.

Ведущий Антон Новиков представляет современных трубадуров международного фонда «Таланты мира». Концерт открывает Алехандро Олмедо, тенор, покоривший обе Америки. Выступавший перед королями Испании и в концертах трех теноров с Пласидо Доминго и Хосе Каррерасом, сегодня он поет для нас. Неподражаемый голос Алехандро услаждает наш слух разливами бурной страсти, победительным сиянием в верхах, мощным тембром в низах. И при всем этом властвует вкус, подлинно высокий стиль и способность певца к драматической игре, что мы и слышим в исполнении арии Манрико из вердиевского «Трубадура».

Верди уступает место Моцарту, его «Дон Жуану», и на авансцену выходит герой оперы Лепорелло – слуга Дон Жуана. То наглый, то добродушный, он пытается быть грубым подобием своего господина и даже гордится его любовными победами. Таков образ Лепорелло, созданный артистичным Денисом Седовым, чей бас востребован в «Метрополитен-опера» (США), «Ла Скала» (Италия), в Королевской опере Ковент-Гарден (Великобритания) и других театрах мира.

Андрей Бреус – солист Академического Большого театра России и Московского театра «Новая опера» имени Е.Колобова. Его уникальный баритон звучит также на сценах театров США, Франции, Бельгии и Великобритании. На уфимской сцене Андрей исполняет куплеты Эскамильо из оперы Бизе «Кармен», увлекая публику к зрелищу испанской корриды и торжеству тореадора-победителя.

Надо сказать, что оперные номера в концертном варианте исполнять не так просто, как кажется. Другое дело, когда в спектакле артист находится в «предлагаемых обстоятельствах» – сценические декорации, костюмы, грим, общение с партнерами, оркестровая музыка… И на этом эмоциональном фоне певец довольно легко преображается в своего героя.

На концертной площадке солисту приходится петь на воображаемого партнера, мгновенно включаясь в развитие действия и характер персонажа, являя нам театр одного актера. Мы замечаем, как певец словно в огонь бросается в игру, сосредотачивается на своем втором «я», переживая новое душевное состояние.

В драматической опере требуется колоссальное напряжение голоса, когда певцу необходимо использовать все резервы физической и вокальной силы. В оперных ариях мало обозначить свое присутствие на сцене. Не говоря о внешнем облике персонажа, артист должен передать «аромат» эпохи, которая определяет нравы и диктует свои нормы поведения. Музыкант – посредник между композитором и слушателем. Он всегда имеет что сказать публике: ведь его текст написан великим мастером. И самое большое счастье для артиста – уметь «держать зал» и получать удовольствие от самого процесса.

Зритель всегда ждет оперетты как наиболее демократичного, легкого жанра. И музыканты не отказали нам в этом удовольствии, исполнив теноровую арию Су-Чонга из «Страны улыбок» Легара и баритоновую арию Раджами из кальмановской «Баядеры». Голоса Андрея и Дениса озвучили арию Мистера Икса из оперетты Кальмана «Принцесса цирка». О таком исполнении рассказать невозможно. Нужно слышать эти чарующие мелодии и видеть, как на глаза зрителей набегают непрошеные слезы. Эмоциональная энергетика певцов, словно ток по проводам, пробегает по театральным креслам и вновь возвращается к огням рампы шумной волной оваций.

Взгляд в прошлое

Стрелка часов показывает нам время старинного романса, где мчится музыка сквозь души и века, где мимо нас пролетают резвые тройки с лихими ямщиками. В хрустальных звуках рояля послышался перезвон «Бубенцов» А. Бакалейникова, «встряхнувших русскую душу» и вдохновивших Андрея Бреуса на исполнение этого романса. Прокатился на тройке и лихой гуляка – Денис Седов, чье разыгравшееся воображение увлекло нас к московским цыганам – туда, где все звенит, все поет и плачет гитарными струнами…

Эй, ямщик, гони-ка к «Яру»,
Лошадей, брат, не жалей!
Тройку ты запряг недаром,
Так гони же веселей!

А вот Андрей в образе усталого, одинокого путника, живущего воспоминаниями о прошлом, мелькнувшем и исчезнувшем в дымке времени:

Ямщик, не гони лошадей!
Мне некуда больше спешить,
Мне некого больше любить,
Ямщик, не гони лошадей!

И вновь из притихшего зала, словно морская волна, несется шквал аплодисментов, которые предназначены не только певцу, но и его инструментальному партнеру, концертмейстеру Сергею Семенову. В любом альянсе вокалистов мастер рояля является и помощником, и источником вдохновения солистов. Его игра сверкает в блестящих вступлениях и заключениях. Его пальцы, беспрекословно повинуясь разуму, в точности воплощают все намерения артиста. Мало того, что пианист «остается «на веслах» на протяжении всей песни, еще и постлюдия фортепиано продолжает нести бремя смысла, когда певец уже все сказал» (Джеральд Мур).

«Люблю петь по-русски»

В концертной программе артистов есть место не только классике, но и народным песням. В интерпретации Дениса мы слушаем редко исполняемое, любимое Шаляпиным «Эй, ухнем!». Богатство нюансов, ровная динамика, выразительность слова – все это достигается пластикой певческого голоса. Андрею по душе оказалась неаполитанская любовная лирика. Зазвучала песня Чезаре Биксио «Что ж ты опустила глаза», и мягкий баритон покорил наши сердца нежными чувствами.

Есть современные эстрадные песни, без которых не обходится ни один концерт, к примеру, «На качелях» Л. Денца. Азартное исполнение веселых трубадуров вызывает восторг слушателей, и, не жалея ладоней, они поддерживают ритмичный песенный лейтмотив. Наша душа вновь заволновалась, заслышав в дуэте Алехандро и Дениса знойную мелодию «Бесаме мучо» («Целуй меня больше»). Для мексиканского певца сочинение Консуэлы Веласкес – музыкальный талисман, напоминающий о «ресторанном» прошлом, откуда Пласидо Доминго вывел его на мировую оперную сцену.

Алехандро Олмедо уже давно сотрудничает с фондом «Таланты мира» и с удовольствием колесит по бескрайним просторам России, восхищая поклонников вокала своим талантом. В заключение праздничной встречи он признался уфимской публике: «Я люблю Россию, люблю петь по-русски». И зазвучал его коронный номер – «Ах, ты душечка».

Подошло время закрывать занавес концерта, и галантные трубадуры дарят нам на прощание романс, написанный на все времена, – «Очи черные».

«И жажду я минутного обмана»

Что-то необыкновенное и таинственное есть в ультраинтимных частотах певческого голоса. Это неповторимое и необъяснимое явление заставляет зрителя покидать домашний «тапочный уют» и спешить на встречу с музыкой, чтобы привести свою душу в порядок. Кстати вспомнились строки Константина Бальмонта – этот поэтический дифирамб артистам, их способности тронуть и увлечь сердца людей:

И жажду я минутного обмана
Созвучий неземных с их дивною красой.

…Закончилось наше свидание с трубадурами. Умолкли музыки божественные звуки. Но осталось в душе живое море певческого искусства, взволновавшего каждого, кто побывал на концерте. Однозначно, уфимская гастроль «Талантов мира» пополнила солидный список покоренных ими сцен.

Завтра снова дорога и встреча с новым зрителем. Шуточное ли дело – объехать около ста городов России и зарубежья, и в любом концертном зале превзойти все ожидания публики! Но их таланту, энергии и рыцарскому желанию служить своей мечте можно только позавидовать.

Главное, чтобы госпожа Фортуна не утомилась в их творческих поисках и нескончаемых странствиях…

Ольга Курганская / газета "Истоки"

Вернуться назад