Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930

Наши новости

Фестиваль «Голоса России» откроет Сибирский хор Уже 24 сентября на сцене ГКЗ «Башкортостан» – наши гости из Новосибирска!.....
В ФИЛАРМОНИИ ПРЕЗЕНТУЮТ КЛУБ ФИЛОФОНИСТОВ В Уфе возрождается клуб филофонистов.....
В каждом сердце - голоса России! Впервые в Уфе - Всероссийский фестиваль хоров, ансамблей песни и танца "Голоса России".....
Алексей Чернов - пианист, композитор, современник... «Враг музыки – не авангард, а непрофессионализм...» (Алексей Чернов).....
Филармония представляет! Гастрольный тур нового сезона После летних отпусков творческие коллективы Башкирской государственной филармонии им. Х. Ахметова сн.....
ГАСТРОЛДӘР Х.Әхмәтов исемендәге Башҡорт дәүләт филармонияһының ижади коллективтары йәнә гастролдәргә сыға......
Удачи, Альфия! Наши на «The Spirit of Desht-I-Kipchak»!.....
ОСЕНЬ В СТИЛЕ ДЖАЗ НА GOGOL-STREET! Начало осени Башкирская государственная филармония имени Хусаина Ахметова знаменует встречей с джаз.....
Филармония объявляет Музыкальную осень! Осень невозможно не ждать, когда она музыкальная! И Башкирской государственной филармонии есть что п.....
Разыгран первый пригласительный на "Голоса России"! Уфимка выиграла пригласительный билет на 2 лица на один из концертов фестиваля "Голоса России"!.....

Опрос

Как Вы оцениваете работу филармонии?

Архив

Статьи

Новости

ЭЛЕКТРОННЫЕ БИЛЕТЫ

Продажа билетов онлайн

Получить всю информацию о  наличии и стоимости билетов  теперь легко: не выходя из дома,   с мобильных устройств, подключенных к сети Интернет.

Подробнее...

Наш репертуар

Сентябрь 2017

Октябрь 2017

Наши партнеры

Министерство культуры Российской Федерации

Министерство культуры Республики Башкортостан

Информационное агентство Башинформ

Культурный мир Башкортостана

ПрессаУфимский причал странствующих трубадуров

Вернуться назад

Уфимский причал странствующих трубадуров

Автор: Ольга Курганская / газета "Истоки"

Дата: 15.10.2014

Наверное, неслучайно театрально-музыкальные сезоны открываются осенью, когда по-особому воспринимается, как отмечал Константин Паустовский, «великий шедевр природы, напоминающий, что жизнь вокруг полна значения и смысла».
Долгожданные гости уфимской филармонии, солисты фонда «Таланты мира» под руководством Давида Гвинианидзе подарили столичному зрителю свою «осеннюю мелодию любви», согретую теплом и нежностью души.

«Им дан язык для выраженья чувств»

Наши гости – уже известные уфимской публике Алехандро Олмедо, Денис Седов и впервые появившийся на нашей сцене Андрей Бреус. Сегодня эти солисты – премьеры оперных театров мира в образе трубадуров восхищают нас роскошью своих голосов и оригинальным признанием в любви.

Трубадуры появились во Франции в XII–XIII веках. Принадлежащие к аристократии, поэты-музыканты владели изысканной манерой сочинения, воспевали радости жизни и романтичную рыцарскую любовь.

Ведущий Антон Новиков представляет современных трубадуров международного фонда «Таланты мира». Концерт открывает Алехандро Олмедо, тенор, покоривший обе Америки. Выступавший перед королями Испании и в концертах трех теноров с Пласидо Доминго и Хосе Каррерасом, сегодня он поет для нас. Неподражаемый голос Алехандро услаждает наш слух разливами бурной страсти, победительным сиянием в верхах, мощным тембром в низах. И при всем этом властвует вкус, подлинно высокий стиль и способность певца к драматической игре, что мы и слышим в исполнении арии Манрико из вердиевского «Трубадура».

Верди уступает место Моцарту, его «Дон Жуану», и на авансцену выходит герой оперы Лепорелло – слуга Дон Жуана. То наглый, то добродушный, он пытается быть грубым подобием своего господина и даже гордится его любовными победами. Таков образ Лепорелло, созданный артистичным Денисом Седовым, чей бас востребован в «Метрополитен-опера» (США), «Ла Скала» (Италия), в Королевской опере Ковент-Гарден (Великобритания) и других театрах мира.

Андрей Бреус – солист Академического Большого театра России и Московского театра «Новая опера» имени Е.Колобова. Его уникальный баритон звучит также на сценах театров США, Франции, Бельгии и Великобритании. На уфимской сцене Андрей исполняет куплеты Эскамильо из оперы Бизе «Кармен», увлекая публику к зрелищу испанской корриды и торжеству тореадора-победителя.

Надо сказать, что оперные номера в концертном варианте исполнять не так просто, как кажется. Другое дело, когда в спектакле артист находится в «предлагаемых обстоятельствах» – сценические декорации, костюмы, грим, общение с партнерами, оркестровая музыка… И на этом эмоциональном фоне певец довольно легко преображается в своего героя.

На концертной площадке солисту приходится петь на воображаемого партнера, мгновенно включаясь в развитие действия и характер персонажа, являя нам театр одного актера. Мы замечаем, как певец словно в огонь бросается в игру, сосредотачивается на своем втором «я», переживая новое душевное состояние.

В драматической опере требуется колоссальное напряжение голоса, когда певцу необходимо использовать все резервы физической и вокальной силы. В оперных ариях мало обозначить свое присутствие на сцене. Не говоря о внешнем облике персонажа, артист должен передать «аромат» эпохи, которая определяет нравы и диктует свои нормы поведения. Музыкант – посредник между композитором и слушателем. Он всегда имеет что сказать публике: ведь его текст написан великим мастером. И самое большое счастье для артиста – уметь «держать зал» и получать удовольствие от самого процесса.

Зритель всегда ждет оперетты как наиболее демократичного, легкого жанра. И музыканты не отказали нам в этом удовольствии, исполнив теноровую арию Су-Чонга из «Страны улыбок» Легара и баритоновую арию Раджами из кальмановской «Баядеры». Голоса Андрея и Дениса озвучили арию Мистера Икса из оперетты Кальмана «Принцесса цирка». О таком исполнении рассказать невозможно. Нужно слышать эти чарующие мелодии и видеть, как на глаза зрителей набегают непрошеные слезы. Эмоциональная энергетика певцов, словно ток по проводам, пробегает по театральным креслам и вновь возвращается к огням рампы шумной волной оваций.

Взгляд в прошлое

Стрелка часов показывает нам время старинного романса, где мчится музыка сквозь души и века, где мимо нас пролетают резвые тройки с лихими ямщиками. В хрустальных звуках рояля послышался перезвон «Бубенцов» А. Бакалейникова, «встряхнувших русскую душу» и вдохновивших Андрея Бреуса на исполнение этого романса. Прокатился на тройке и лихой гуляка – Денис Седов, чье разыгравшееся воображение увлекло нас к московским цыганам – туда, где все звенит, все поет и плачет гитарными струнами…

Эй, ямщик, гони-ка к «Яру»,
Лошадей, брат, не жалей!
Тройку ты запряг недаром,
Так гони же веселей!

А вот Андрей в образе усталого, одинокого путника, живущего воспоминаниями о прошлом, мелькнувшем и исчезнувшем в дымке времени:

Ямщик, не гони лошадей!
Мне некуда больше спешить,
Мне некого больше любить,
Ямщик, не гони лошадей!

И вновь из притихшего зала, словно морская волна, несется шквал аплодисментов, которые предназначены не только певцу, но и его инструментальному партнеру, концертмейстеру Сергею Семенову. В любом альянсе вокалистов мастер рояля является и помощником, и источником вдохновения солистов. Его игра сверкает в блестящих вступлениях и заключениях. Его пальцы, беспрекословно повинуясь разуму, в точности воплощают все намерения артиста. Мало того, что пианист «остается «на веслах» на протяжении всей песни, еще и постлюдия фортепиано продолжает нести бремя смысла, когда певец уже все сказал» (Джеральд Мур).

«Люблю петь по-русски»

В концертной программе артистов есть место не только классике, но и народным песням. В интерпретации Дениса мы слушаем редко исполняемое, любимое Шаляпиным «Эй, ухнем!». Богатство нюансов, ровная динамика, выразительность слова – все это достигается пластикой певческого голоса. Андрею по душе оказалась неаполитанская любовная лирика. Зазвучала песня Чезаре Биксио «Что ж ты опустила глаза», и мягкий баритон покорил наши сердца нежными чувствами.

Есть современные эстрадные песни, без которых не обходится ни один концерт, к примеру, «На качелях» Л. Денца. Азартное исполнение веселых трубадуров вызывает восторг слушателей, и, не жалея ладоней, они поддерживают ритмичный песенный лейтмотив. Наша душа вновь заволновалась, заслышав в дуэте Алехандро и Дениса знойную мелодию «Бесаме мучо» («Целуй меня больше»). Для мексиканского певца сочинение Консуэлы Веласкес – музыкальный талисман, напоминающий о «ресторанном» прошлом, откуда Пласидо Доминго вывел его на мировую оперную сцену.

Алехандро Олмедо уже давно сотрудничает с фондом «Таланты мира» и с удовольствием колесит по бескрайним просторам России, восхищая поклонников вокала своим талантом. В заключение праздничной встречи он признался уфимской публике: «Я люблю Россию, люблю петь по-русски». И зазвучал его коронный номер – «Ах, ты душечка».

Подошло время закрывать занавес концерта, и галантные трубадуры дарят нам на прощание романс, написанный на все времена, – «Очи черные».

«И жажду я минутного обмана»

Что-то необыкновенное и таинственное есть в ультраинтимных частотах певческого голоса. Это неповторимое и необъяснимое явление заставляет зрителя покидать домашний «тапочный уют» и спешить на встречу с музыкой, чтобы привести свою душу в порядок. Кстати вспомнились строки Константина Бальмонта – этот поэтический дифирамб артистам, их способности тронуть и увлечь сердца людей:

И жажду я минутного обмана
Созвучий неземных с их дивною красой.

…Закончилось наше свидание с трубадурами. Умолкли музыки божественные звуки. Но осталось в душе живое море певческого искусства, взволновавшего каждого, кто побывал на концерте. Однозначно, уфимская гастроль «Талантов мира» пополнила солидный список покоренных ими сцен.

Завтра снова дорога и встреча с новым зрителем. Шуточное ли дело – объехать около ста городов России и зарубежья, и в любом концертном зале превзойти все ожидания публики! Но их таланту, энергии и рыцарскому желанию служить своей мечте можно только позавидовать.

Главное, чтобы госпожа Фортуна не утомилась в их творческих поисках и нескончаемых странствиях…

Ольга Курганская / газета "Истоки"

Вернуться назад