Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930

Наши новости

Фестиваль «Голоса России» откроет Сибирский хор Уже 24 сентября на сцене ГКЗ «Башкортостан» – наши гости из Новосибирска!.....
В ФИЛАРМОНИИ ПРЕЗЕНТУЮТ КЛУБ ФИЛОФОНИСТОВ В Уфе возрождается клуб филофонистов.....
В каждом сердце - голоса России! Впервые в Уфе - Всероссийский фестиваль хоров, ансамблей песни и танца "Голоса России".....
Алексей Чернов - пианист, композитор, современник... «Враг музыки – не авангард, а непрофессионализм...» (Алексей Чернов).....
Филармония представляет! Гастрольный тур нового сезона После летних отпусков творческие коллективы Башкирской государственной филармонии им. Х. Ахметова сн.....
ГАСТРОЛДӘР Х.Әхмәтов исемендәге Башҡорт дәүләт филармонияһының ижади коллективтары йәнә гастролдәргә сыға......
Удачи, Альфия! Наши на «The Spirit of Desht-I-Kipchak»!.....
ОСЕНЬ В СТИЛЕ ДЖАЗ НА GOGOL-STREET! Начало осени Башкирская государственная филармония имени Хусаина Ахметова знаменует встречей с джаз.....
Филармония объявляет Музыкальную осень! Осень невозможно не ждать, когда она музыкальная! И Башкирской государственной филармонии есть что п.....
Разыгран первый пригласительный на "Голоса России"! Уфимка выиграла пригласительный билет на 2 лица на один из концертов фестиваля "Голоса России"!.....

Опрос

Как Вы оцениваете работу филармонии?

Архив

Статьи

Новости

ЭЛЕКТРОННЫЕ БИЛЕТЫ

Продажа билетов онлайн

Получить всю информацию о  наличии и стоимости билетов  теперь легко: не выходя из дома,   с мобильных устройств, подключенных к сети Интернет.

Подробнее...

Наш репертуар

Сентябрь 2017

Октябрь 2017

Наши партнеры

Министерство культуры Российской Федерации

Министерство культуры Республики Башкортостан

Информационное агентство Башинформ

Культурный мир Башкортостана

Пресса"Двадцатое пришествие "Пантеры"

Вернуться назад

"Двадцатое пришествие "Пантеры"

Автор: Айгуль УСМАНОВА/журнал "Рампа"

Дата: 28.04.2016

С 8 по 10 апреля в Уфе состоялся ХХ международный фестиваль джазовой музыки «Розовая пантера»

С 8 по 10 апреля в Уфе состоялся ХХ международный фестиваль джазовой музыки «Розовая пантера».  В первый день весенний джазовый праздник украсили его дебютанты – трубач Пётр Востоков (Москва), гитарист Сергей Чашкин (Екатеринбург), Тимофей Дорофеев (гитара) и Константин Седовин  (вокал, флейта) из Архангельска, а также гостья из Казахстана певица Ирэна Аравина. Второй фестивальный день был отмечен выступлениями квартета джазовой вокалистки Элины Дуни из Швейцарии и певицы из Сербии Елены Йовович в сопровождении ансамбля-студии «Орлан» Олега Киреева, а также мультиинструменталиста Аркадия Шилклопера (Германия) с эстрадно-джазовым оркестром БГФ под управлением Олега Касимова. На третий день уфимцы аплодировали Лорен Хендерсон (США) и всем участникам гала-концерта ХХ юбилейного фестиваля.        
     … Но больше всего аплодисментов в эти дни досталось почётному гостю фестиваля Владимиру Фейертагу, приглашённому на фестиваль в качестве ведущего. Неудивительно, ведь многие, прежде всего, «шли на Фейертага» – выдающегося деятеля в области советского и мирового джаза. Человек-легенда, мастер слова, он рассказывал публике разные истории из той или иной эпохи джаза, открывал неизвестные страницы отечественной музыки. По обыкновению шутил и нравился всем. Случалось, после некоторых выступлений был критичен, но весьма дипломатично. И на похвалы не скуп: если же кого удостоит лестной оценкой, то, считай, «цитатой» одарил. Повезло уфимской певице Ирине Остин и её бенду: «Замечательная музыка! – восхищался Владимир Борисович, – слушал с  большим удовольствием. Я даже не ожидал такого мейнстрима с такими интонационными вариантами очень известных тем Джерома Керна, Ричарда Роджерса. Это –  американская классика. И вдруг в таком варианте… Это и есть интерпретация. Своя, собственная, а не чья-то «снятая» тема. Замечательно, что мы, наконец-то, играем джазовую классику!».
      Джазовая классика уступила место фольклору. Русскому фольклору. Его предварял  рассказ об Архангельске, по выражению Фейертага, «столице северного авангардного русского джаза». Так случилось благодаря незабвенному Владимиру Резицкому. Дело было правое, и потому его друзья и последователи уже с другой музыкой, не такой радикальной, как у Резицкого, продолжают славить суровый северный край. Ведущий продолжал: «Север лучше всего отражается в их музыке. Один из проектов Тима Дорофеева «Восток - Север». Восток, а не запад, как принято думать, когда речь идёт о джазе… Что это? Этнический эксперимент? Частично, да. Авангардный? Частично, да. Мейнстримовский? Конечно, да! Потому что они – джазмены, которые извлекают музыку не как академические музыканты. Но это уже не народные музыканты. Они – горожане и не знают фольклора настолько дотошно, как следовало бы знать настоящему исследователю русского фольклора. Их пригласил Киреев, чтобы показать, что джазовая музыка – разнообразна. Она впитывает в себя всё – от джаз-роковой возни до авангардных хитростей, менстримовской ностальгии, страсти и так далее». Во как сказал - аж,  дух захватывает!
     Колдунами назвал джазовый гуру Тимофея Дорофеева и Константина Седовина – участников легендарной группы «Архангельск». Ещё в 80-х гг. джазовые критики отмечали Константина Седовина  как лучшего джазового вокалиста Советского Союза. Древний фольклор русского севера и современная его интерпретация в сочетании с авторской музыкой Тимофея Дорофеева вдохновляют поклонников в различных уголках света – от Англии, Японии до США. Не говоря уже о скандинавских странах, где их и вовсе считают своими. Надо сказать, архангельские джазовые вечера проходят в Музее освоения Арктики. Так музыкальная культура севера переплетается с наукой…  «Поколдовать» на уфимской сцене удалось. Как вдвоём, так и с «Орланом». Джазово-колдовское действо, уже с трещётками, на радость ликующим зрителям переместилось в зал. Поистине «хождение в народ»!
 – Кульминация невероятная: они рисуют картину, добавляют красок, вводят в транс… Настоящие поморы с Белого моря, настоящие русские… И музыка настоящая! – восхищается Ирина Остин. 
– Всё потому, что никогда не было ни рабства, ни крепостного права, никакое иго не давило. Завоеватели до нас не дошли. У нас холодно, – шутит Константин Седовин. – Архангельская область больше, чем Франция. Леса, леса, леса… И озёра. Каждое лето мы стремимся за 500 км в глушь. Совместно с фольклорными коллективами проводим фестивали. И поём. Какая-нибудь бабуля и с хрипотцой, и голосом нестройным, а такая глубина в душе, что плакать хочется. А как былины читают! 
– Настоящие русские песни  –  иные. Не надо путать с застольными, типа  «шумел камыш»,  – вторит Ирина и вдруг затягивает что-то очень древнее из русского фольклора. Да, неожиданно для певицы, которой восторгался Фейертаг  за приверженность к  классике. 
–  Порой, кажется, и мелодия простая, - продолжает Константин Седовин, -
а чтобы ухватить её, освоить, уходит месяц, и не один. И на ноты не запишешь. Как эту хрипотцу, дрожание в голосе на ноты переложить? А завтра она уже по-другому споёт. Это такая глубина…
    Тему русского фольклора, начатая в закулисье фестиваля «Розовая пантера», продолжилась в неожиданном ключе, уже с грузинским акцентом и казахским уклоном, благодаря певице Ирэне Аравиной (Алматы). Она – потомственный, в четвёртом поколении, историк-музыковед, преподаватель академического и джазового вокала. Ведущая своих программ на радио и ТВ. А ещё звонарь  на колоколах (!), организатор фестиваля звонарского мастерства в Казахстане.
–  Фамилия у меня грузинская  -  «Ара Вин», - рассказывает Ирэна. - Дед учился у Хачатуряна, занимался собиранием мелодий, фольклора на севере России. Он был восточной внешности, с выдающимся профилем; турки, евреи, грузины принимали его за своего. Владел шестью языками, и его хотели заслать в Тегеран, но война кончилась. Сослали в Казахстан, где он занялся уже казахским фольклором. По стопам деда пошёл мой отец Юрий Петрович Аравин – тоже выдающийся казахский фольклорист и … председатель первого в Алматы джаз-клуба в 60-70-е годы! И первые мои джем-сейшны случились в нежном возрасте, когда в наш дом приходили друзья родителей и на подручных средствах – кастрюлях вместо барабанов, маминой виолончели с перестроенными под контрабас струнами – играли джаз. Я сидела под роялем и впитывала... Казахская музыка нам понятная, родная. Единственное - не могу её повторить из-за аутентичности: «не в крови». Она прекрасна в джазе. У нас много проектов с этно-джазовой тематикой в Лондоне, США. Этно-джаз, кроссовер, ориентал-джаз – уникальное явление, которое расцвело в Советском Союзе в 70-80-е годы, благодаря чему Казахстан влился в джазовую семью СССР. А музыканты легендарного ансамбля «Бумеранг» стали нашими первыми учителями. Мы – второе поколение казахстанцев-джазменов. У нас много ярких вокалисток – Жанна Саттарова, Жанна Аринбасарова. В Казахстане джаз очень хорошо развивается, но из-за удалённости обособлен, закрыт, субъективен. Это сказывается на количестве коллективов. Хочется больше площадок, обмена между нашими странами. 
    С Башкирией у нас связь давняя, «роковая» – со времён Свердловского, Уфимского рок-клубов. Я счастлива увидеть просвещённое башкирское джазовое сообщество, восторгаюсь эрудицией музыкантов, они ценят традиции. «Орлан» Олега Киреева – это как вымпел, и его эстафету принимают молодые коллективы. Также мечтаю пригласить в Казахстан с выступлениями бенд Ирины Остин и квартет Олега Касимова, вдохновителя и организатора этого яркого праздника джаза в башкирской столице. 
Айгуль Усманова
 

Вернуться назад