Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930

Наши новости

Башкирская филармония открывает новый сезон Новый сезон в Большом зале начнётся в формате музыкального ринга «МузРингШоу» (МоңRingШоу) под назва.....
Солист филармонии стал лауреатом Международного конкурса Дамир Таипов – лауреат конкурса имени Наримана Сабитова.....
Филармония представляет новые эстрадные коллективы Новое дыхание и новое звучание эстрады!.....
Внимание! Не пропустите! "МузRingШоу" Открытие 79-го концертного сезона в Большом зале "ЗА ЖИЗНЬ НА СЦЕНЕ" пройдёт в формате музыкального .....
Поздравляем с победой! Кураист Башкирской филармонии Ильнур Хайруллин стал обладателем Гран-при Регионального фестиваля ба.....
В Башкирской филармонии выступит Нидерландский секстет «Hexagon» 25 ноября секстет «Hexagon» снова выступит в филармонии. В программе концерта - Н.А. Римский-Корсако.....
Виктория Симонова: «Хорошая музыка повышает качество нашей жизни» Интервью с лектором-музыковедом Викторией Симоновой.....
С днём профсоюзного работника Республики Башкортостан! Поздравляем всех членов профсоюзов своих организаций! И надеемся на пополнение рядов профессиональны.....
В декабре стартует "АМАНАТ"-2 II Республиканский конкурс исполнителей на башкирских народных инструментах «АМАНАТ» (думбыра, кыл-.....
Всероссийский Виртуальный зал приглашает В Башкирской филармонии состоится трансляция московского концерта звёзд XXI века......

Опрос

Как Вы оцениваете работу филармонии?

Архив

Статьи

Новости

ЭЛЕКТРОННЫЕ БИЛЕТЫ

Продажа билетов онлайн

Получить всю информацию о  наличии и стоимости билетов  теперь легко: не выходя из дома,   с мобильных устройств, подключенных к сети Интернет.

Подробнее...

Наши фестивали

II Республиканский конкурс исполнителей на башкирских народных инструментах «АМАНАТ»

Подробнее...

Наш репертуар

Декабрь 2017

Наши партнеры

Министерство культуры Российской Федерации

Министерство культуры Республики Башкортостан

Информационное агентство Башинформ

Культурный мир Башкортостана

ПрессаТанцевальный букет Зульфии Кудашевой

Вернуться назад

Танцевальный букет Зульфии Кудашевой

Автор: Оксана ИВАНОВА / Газета "Республика Башкортостан"

Дата: 10.06.2016

Зульфия Кудашева — личность легендарная. На профессиональной сцене с 1975 года. Искренне считает, что главное в танце — душа, иначе это просто «оздоровительный бег на сцене», как выражается супруг танцовщицы народный артист РБ, известный музыкант, представитель славной музыкальной династии Рустем Кудашев

…Малыши дружно плясали под бубен. Девочка, застенчиво выглядывая из-за мамы, зачарованно смотрела на инструмент, который видела впервые. «Мама! Мне нужен такой же!» Женщина, в руках которой ритмично звенел бубен, сказала: «Хорошо! Так и быть, будет тебе бубен, если станцуешь!». Девочка смутилась, но стала повторять нехитрые танцевальные па. «Да тебе нужно учиться на танцовщицу!» — воскликнула женщина.
С той встречи прошло ни много ни мало 55 лет.
Зульфия Кудашева — личность легендарная. На профессиональной сцене с 1975 года. Искренне считает, что главное в танце — душа, иначе это просто «оздоровительный бег на сцене», как выражается супруг танцовщицы народный артист РБ, известный музыкант, представитель славной музыкальной династии Рустем Кудашев.
Нынешняя дата никак не вяжется с образом энергичной, стильной и современной дамы. Трогательно скромна, несмотря на свою маститость — ведь повидала много стран, среди которых Бельгия, Перу, Сирия, Турция, Швейцария, Австрия, Германия, Голландия, Китай, Финляндия и другие, участвовала в сотнях концертах мастеров искусств республики и Союза. В свое время сам Махмуд Эсамбаев, величайший танцовщик, патриарх хореографии, присвоил ей на I Всесоюзном фестивале эстрадного танца в Кишиневе в 1989 году титул «Мисс Фестиваль», сделав приписку «за элегантность и обаяние».
«На пианино» не взяли
— Как все начиналось?
— Танцевать я хотела всегда, сколько себя помню — это было навязчивой идеей. Но отправной точкой все же стал тот момент, когда мама привела меня в пять лет в сибайский Дом культуры, где работала сама. Она очень хотела, чтобы я стала пианисткой. Видимо, чувствовала во мне какую-то музыкальность, но, к счастью, «на пианино» меня не взяли — слишком была мала, а вот танцевальный кружок меня заинтересовал. Той самой женщиной с бубном была художественный руководитель детской танцевальной студии Роза Сахаутдинова, известный башкирский композитор.
Я занималась очень усердно и, как результат, часто выступала на детских праздниках, фестивалях и даже на первом юбилее города. Особенно удавался башкирский танец «Бишбармак», с которым меня пригласили на Челябинское телевидение. Тогда я считала, что это и есть «звездный час».
Но самой заветной мечтой было желание танцевать в ансамбле Файзи Гаскарова. Когда коллектив приехал на гастроли в Сибай, я была просто восхищена Рашидой Туйсиной и ее «Загидой», которую зрительно «сняла», запомнив буквально каждое движение. Репертуар пополнился еще одним танцем, а мечта превратилась в цель.
Сапожки за танец
— Но окончили вы педучилище.
— Моя семья по отцовской линии — педагоги, они не разделяли увлечения танцем. Особенно был категоричен дядя Роберт (Роберт Арсланов, в 1978 — 1990 годах замминистра просвещения БАССР — авт.). Мол, танцовщик — это несерьезная профессия. И на семейном совете был вынесен вердикт: Зульфия должна быть педагогом. Я окончила Уфимское педагогическое училище, год проработала в детском саду родного Сибая, а в 1974-м к нам в город на Сабантуй приехали артисты, да какие — Людмила Лядова, Кола Бельды, Лев Лещенко, татарские певцы Ильгам Шакиров и Альфия Авзалова, гаскаровский ансамбль и артисты Башкирской филармонии. Моя страсть к танцу разгорелась с новой силой.
Сейчас уже с улыбкой вспоминаю, как, буквально ног под собой не чуя, летела через весь стадион к высокой статной фигуре художественного руководителя ансамбля танца Хизбулле Зубайдуллину. Как молитву, повторяла его имя и отчество и отрепетированную речь. А подбежав, напрочь забыла, и как его величают, и свой спич. «Я танцевать хочу!» — выпалила на одном дыхании. Он улыбнулся и посоветовал приехать в Уфу, в филармонию.
Я собралась ехать. Мама была категорична: «Не хочу дочери такой судьбы!» и наотрез отказалась помочь в поездке. Пришлось продать свои новые сапожки, чтобы купить билет до Уфы, и в 1975 году я втайне от родителей сбежала в филармонию. Там меня заметила Хазина Магазова, основатель танцевальной студии при ансамбле народного танца. Мне просто улыбнулась удача — посчастливилось работать с выдающимся педагогом и танцовщицей. Именно она создала первый девичий дуэт — две Зульфии: Кудашева и Закирова. Поставила для нас танец «Близнецы», с которым мы выступили на телевидении, а потом ездили на гастроли. Выступали на Всероссийском конкурсе эстрады в Москве, где прошли во второй тур — танцевали башкирские танцы «Молодость» и «Кара каршы».
Еще одно теплое воспоминание: первые гастроли в составе группы Рамазана Янбекова должны были пройти в моих родных краях, в Сибае. Мы выехали глубокой осенью, была распутица, машина заглохла, и мы пешком шли пять километров до места проведения концертов. Я еле живая дошла до родного дома, где меня встретила уже давно простившая мой побег мама.
— А как же заветная мечта — гаскаровский ансамбль?
— Сначала туда взяли мою напарницу — Зульфию Закирову. Только потом я узнала, что не совсем подходила по типажу. Ансамбль был сродни знаменитой «Березке», поэтому все танцовщицы должны были быть внешне схожи. Мое же лицо показалось руководству слишком характерным. Но все же два года моей жизни прошли в этом легендарном коллективе. Ежедневные занятия у станка для поддержания формы, постоянные репетиции: я научилась получать удовольствие от самого процесса работы, и чем тяжелее давались танцы, тем глубже я погружалась в их разучивание.
— Но потом вернулись в филармонию?
— Как оказалось, мне больше по душе именно сольное исполнение, в характере заложено желание быть хозяйкой самой себе.
На эстраде для меня эталоном были танцовщики Гульнур Аюпова, Лена Зарипова, Миннур Кульмухаметова, Валентин Салихов, который поставил для меня русский народный танец «Калинка» с дробушками-вертушками и башкирскую «Загиду». Здесь же я познакомилась со своим супругом — Рустемом Кудашевым. Он моя опора и наставник вот уже 35 лет. Он ведь великолепный музыкант и аранжировщик, принимал самое активное участие в моих выступлениях.
Танец как исповедь
— Вы известный исполнитель именно сольного танца.
— Пришедший из гаскаровского ансамбля Николай Осипов удивил своей программой «Букет танцевальных миниатюр», где являлся единственным солистом. Он предложил мне совместный танцевальный проект длиной в полноценный спектакль, составленный из сольных танцев и дуэтов. Так родилась новая программа «Музыкальный дивертисмент», в которой каждый из нас представил по восемь сольных танцев, не считая дуэтных. Нужно ли говорить, что концерт имел большой успех. Позже подобный эксперимент мы провели с Гузель Маминой, составив две программы и объездив с ними всю республику. С Раулем Зайнуллиным выступали в Финляндии в концерте мастеров искусств Башкирии, где каждый из нас, сменяя друг друга, станцевал по семь танцев. Для меня главное, чтобы за три минуты танца я смогла рассказать свою историю, донести образ до зрителя, это то же самое, что мини-спектакль.
— А как случилось, что вы, уже известная и любимая артистка, пошли учиться... в пятьдесят лет?
— Я всю жизнь танцевала, у меня были наставники и хореографы, а потом вдруг накрыло: а что же дальше? И я поступила на хореографический факультет Челябинской академии культуры и искусства. Теперь я сама педагог. Этот новый виток моей жизни радует и накладывает большую ответственность — ведь я работаю с детьми и подростками с ограниченными возможностями.
 
Оксана ИВАНОВА

Вернуться назад