• Учредитель — Министерство культуры Республики Башкортостан
    тел: +7(347)280-87-56, email: mkrb@bashkortostan.ru
Новости Девушка с характером по имени Зульфия
Девушка с характером по имени Зульфия

Девушка с характером по имени Зульфия

В пятницу, 15 мая, свой особый день рождения отметит народная артистка Башкортостана, лауреат Всесоюзного фестиваля эстрадного танца, обладательница титула «Мисс Фестиваль» Зульфия Кудашева

Все началось с бубна
…Малыши дружно плясали под бубен. Девочка, застенчиво выглядывая из-за мамы, зачарованно смотрела на этот незнакомый инструмент, который видела впервые… «Мама, мне срочно нужен такой же. Хочу на нем играть!». Женщина, в руках которой ритмично рокотал бубен, улыбнулась, подошла к девочке и сказала: «Хорошо! Так и быть, будет тебе бубен, если станцуешь…». Девочка смутилась и спряталась за маму, но желание обрести во что бы то ни стало заинтересовавший ее инструмент было настолько велико, что она движенье за движеньем стала повторять танцевальные па за тетей, пообещавшей ей бубен… «Да тебе нужно учиться на танцовщицу!» – воскликнула женщина…
С той встречи прошло ни много ни мало – 60 лет.
Честное слово, нынешняя дата никак не вяжется с образом энергичной, стильной и современной дамы, коей является Зульфия Идрисовна! В свое время она покорила много стран, среди которых Бельгия, Перу, Сирия, Турция, Швейцария, Австрия, Германия, Голландия, Китай, Финляндия и другие, участвовала в сотнях концертах мастеров искусств республики и Союза. Величайший танцовщик всех времен и народов Махмут Эсамбаев присвоил ей на Всесоюзном фестивале эстрадного танца титул «Мисс Фестиваль», собственноручно приписав «за элегантность и обаяние». И что удивительно – она до сих пор в профессиональном строю.
Зульфия Кудашева искренне считает, что главное в танце – душа, иначе это просто «оздоровительный бег на сцене», как выражается супруг танцовщицы – народный артист Башкортостана, известный музыкант, представитель славной музыкальной династии Рустем Кудашев.
А как начинался славный путь, услышим из уст самой юбилярши:
— Танцевать я хотела всегда, сколько себя помню – это было просто навязчивой идеей. Но отправной точкой все же стал тот момент, когда мама привела меня в пять лет в сибайский Дом культуры. Она очень хотела, чтобы я стала пианисткой. Видимо, чувствовала во мне какую-то музыкальность… но, к счастью для меня, «на пианино» меня не взяли – слишком была мала, а вот танцевальный кружок меня заинтересовал. Той самой женщиной с бубном была художественный руководитель детской танцевальной студии Роза Хайдаровна Сахаутдинова, да-да, известный ныне башкирский композитор, на счету которой около семисот музыкальных произведений. Так произошла историческая встреча и была заложена основа творческой судьбы.
Прилежная Зульфия выделялась среди всех детей своим усердием, часто выступала на культурных мероприятиях города. Особенно ей удавался башкирский танец «Бишбармак», с которым девочку и пригласили на челябинское телевидение. Тогда Зульфия считала, что это и есть ее «звездный час».
Но самой заветной мечтой юной артистки было желание танцевать в Башкирском государственном ансамбле народного танца у Файзи Гаскарова. Когда ансамбль приехал на гастроли в Сибай, Зульфия полюбила Рашиду Туйсину и ее танец «Загида», который «сняла» зрительно, буквально запомнив наизусть каждое движение. Теперь мечта превратилась в цель.

Я танцевать хочу, или Новые сапожки
— А знаете, какую роль в моей судьбе сыграли сапожки? Семья по отцовской линии – педагоги – не разделяли моего увлеченья танцем. Особенно был категоричен дядя Роберт (Роберт Мутигуллович Арсланов, в 1978-1990 годах – заместитель министра просвещения БАССР – О.И.). Мол, танцовщик – это несерьезная профессия… И на семейном совете был вынесен вердикт: Зульфия должна быть педагогом. Я окончила Уфимское педагогическое училище дошкольного воспитания, год проработала в детском саду родного Сибая, а потом в 1974-м к нам в город на сабантуй приехали артисты, да какие – Людмила Лядова, Кола Бельды, Лев Лещенко, татарские певцы Ильгам Шакиров и Альфия Авзалова, ансамбль народного танца имени Файзи Гаскарова и артисты Башкирской филармонии! Моя страсть к танцу разгорелась с новой силой. К слову, именно на этом концерте я впервые увидела Рустема, своего будущего мужа…
Сейчас с улыбкой вспоминаю, как тогда, буквально ног под собой не чуя, летела через весь стадион к высокой статной фигуре художественного руководителя ансамбля танца Хизбулле Гумеровичу Зубайдуллину, словно молитву повторяя его имя-отчество и отрепетированную речь… А подбежав, напрочь забыла и как величают «главного в ансамбле», и свой заранее подготовленный монолог… «Я танцевать хочу!» – выпалила на одном дыхании. Видимо, фанатичный блеск в моих глазах убедил Хизбуллу Гумеровича поверить в искренность моих эмоций, он улыбнулся по-отечески и посоветовал приехать в Уфу, в филармонию…
Я с воодушевлением собралась на просмотр в столицу. Мама была тверда: «Не хочу дочери такой судьбы.» и наотрез отказалась помочь в поездке. Пришлось продать свои новые добротные сапожки, чтобы купить билет до Уфы, и в 1975 году я втайне от родителей сбежала в Уфу, в филармонию. Там меня заметила Хазина Магазова, основатель танцевальной студии при ансамбле танца. Мне просто улыбнулась удача – посчастливилось работать с выдающимся педагогом и танцовщицей. Хазина Нуриевна меня воспитала, она создала первый девичий дуэт – две Зульфии: Кудашева и Закирова. Поставила для нас задорный танец «Близнецы», с которым мы выступили на телевидении и в 1976 году выехали на Дни литературы и искусства в Каракалпакию, где были самыми молодыми артистками. Почти сразу же нас отправили в длительные гастроли в Москву и Казань с коллективами различных театров. Это была очень почетная миссия! Наш девичий дуэт выступал на Всероссийском конкурсе эстрады в Москве, где мы прошли во второй тур – танцевали башкирские танцы «Молодость» и «Кара каршы». Именно в этом конкурсе почетное третье место заняла Гульсум Хабибуллина, второе – Любовь Полищук, а первое – Владимир Винокур… Еще добавлю – там же меня пригласил к себе в танцевальный ансамбль известный Танхо Израилов, руководитель «Лезгинки» из Дагестана… Но я выбрала родную филармонию.
Еще одно яркое воспоминание: мои первые гастроли в составе группы Рамазана Янбекова должны были пройти в родных краях. Мы выехали глубокой осенью, была распутица… машина заглохла, и мы пешком прошли 5 километров до места проведения концертов. Я еле живая дошла до родного дома, где меня встретила уже давно простившая мой побег мама. Она тепло приняла всю нашу группу.
— А как же ансамбль танца имени Файзи Гаскарова? Ведь главная мечта была все-таки работать именно там?
— Сначала в гаскаровский ансамбль танца взяли мою напарницу – Зульфию Закирову. Только потом я узнала, что не совсем подходила по своему внешнему типажу. Ансамбль танца в нашей республике – сродни знаменитой «Березке», поэтому все танцовщицы должны быть одной внешней фактуры. Мое же лицо показалось слишком характерным. Но все же два года моей жизни были посвящены этому легендарному коллективу, который научил меня работать. Ежедневные занятия у станка для поддержания формы, постоянные репетиции… Я научилась в ансамбле многому – получать удовольствие от самого процесса работы, открывать для себя новые горизонты в хореографическом искусстве. Я была упорна – чем тяжелее давались танцы, тем глубже я погружалась в процесс. Не скрою, было тяжело, порой до слез. Но это были слезы созидания, а не обиды или боли.
— Но потом вернулись в филармонию?
— Да, как оказалось, мне больше по душе именно сольное исполнение, видимо, в характере заложено быть хозяйкой самой себе. В филармонии для меня эталоном были танцовщики Гульнур Аюпова, Лена Зарипова, Миннур Кульмухаметова, Валентин Салихов, который поставил для меня русский народный танец «Калинка». Здесь же я познакомилась со своим супругом – Рустемом Кудашевым, который является для меня опорой и наставником вот уже 40 лет. Он ведь великолепный музыкант и аранжировщик, принимал самое активное участие в моих постановках и выступлениях.

Танец – не антураж, а исповедь

— Вы известны как представительница именно сольного танца…
— Да, в свое время легендарный Махмуд Эсамбаев нам внушал: «Вы – солисты, вы – не антураж». Вернувшись с фестиваля, я горячо взялась за новые сольные номера – и вальсы, и рок-н-ролл, и модерн, и популярная на тот период ламбада… Хотелось, чтобы сольный танец стал отдельным жанром. Тем более, пришедший в БГФ из гаскаровского ансамбля Николай Осипов удивил своей программой «Букет танцевальных миниатюр», где он являлся единственным солистом. Он предложил мне совместный танцевальный проект длиной в полноценный спектакль. Так родилась новая программа «Музыкальный дивертисмент», в которой каждый из нас представил по восемь сольных танцев, не считая дуэтных. Концерт имел большой успех. Позже подобный эксперимент мы провели с Гузель Маминой, составив две программы «Жизнь и радость – в танце» и «Букет танцев», объездив с ними всю республику. Долгое время я работала в паре с Маратом Асадуллиным в танцевальном ревю, а задолго до этого с Раулем Зайнуллиным выступали в Финляндии в концерте мастеров искусств Башкирии, где каждый из нас, сменяя друг друга, исполнил по семь танцев. Понимаете, для меня главное, чтобы за три минуты исполнения я смогла рассказать на сцене свою историю, донести образ до зрителя, это – своеобразный мини-спектакль.
…О Зульфие Идрисовне хочется рассказывать и рассказывать, тем более что творческий путь ее действительно интересен, любая наша встреча – это отдельная история из ее жизни – забавная или поучительная… Ну, к примеру, многие ли в пятьдесят лет впервые пойдут учиться?
— Я всю жизнь танцевала, у меня были наставники и хореографы, а потом вдруг накрыло – а что же дальше?! И я поступила на хореографический факультет Челябинской государственной академии культуры и искусства. Получила такой заряд на будущее, не считая профессиональных навыков! Теперь я сама – педагог. Этот новый виток в моей жизни радует и накладывает большую ответственность – ведь я работаю с детьми и подростками, в том числе, и с ограниченными возможностями здоровья…
Что интересно, Зульфия Кудашева – активный интернет-пользователь, который живет в мейнстриме современной жизни. Ее профессиональная деятельность до сих пор пользуется спросом уже в качестве члена жюри и почетного гостя на республиканских фестивалях, в частности «Ирандык мондары», проходящего на родине юбилярши, в Сибае. Зульфия Идрисовна – очень внимательная и отзывчивая землячка, постоянно участвует во всех крупных мероприятиях и форумах города, причем, бескорыстно – из любви к искусству. Пять лет назад в Башкирской государственный филармонии состоялся юбилейный концерт Зульфии Идрисовны, который стал своеобразным восхитительным знаком ее творческого пути.
На этой оптимистичной ноте можно было и закончить этот своеобразный портрет виновницы торжества. Но нет. В 2017 году произошло триумфальное возвращение легендарной танцовщицы в филармонические ряды. Именно тогда появился коллектив из числа ведущих мастеров башкирской эстрады под бравым руководством Назифы Кадыровой с красноречивым названием «Легенды эстрады»…
Скажите, много ли вы знаете действующих танцовщиц с профессиональным стажем в 45 лет, а общим стажем на сцене – 60 лет?! В этом смысле Зульфия Кудашева – феномен. И что удивительно: чем больше она танцует – тем больше молодеет. Тут можно смело перефразировать строчку из популярной песни «Танцуй, пока молодой» на более актуальную для нашей героини: «Танцуй – тогда помолодеешь!».
Пожелаем же Зульфие Идрисовне долгих лет жизни и творчества, талантливых учеников и крепкого здоровья!