• Учредитель — Министерство культуры Республики Башкортостан
Новости Юность как состояние души
Юность как состояние души

Юность как состояние души

«Вечерняя Уфа» продолжает публиковать «сериал» о героинях закулисья Башкирской государственной филармонии.…Сегодня речь пойдет о чрезвычайно молодой, хотя и очень опытной сотруднице – Алевтине Амировне Мулюковой, ведущем бухгалтере расчетного стола.

«Наша Аля» – так именуют ее коллеги. И немудрено – мало что изменилось в ее облике за отданные филармонии годы. Хоть Аля – одна из старожилов организации, она сумела сохранить в себе юность как состояние души!
Дату своего прихода в филармонию помнит с бухгалтерской точностью – 11 сентября 1985 года. Двадцатилетняя Аля проходила мимо филармонии, возле которой на тот момент проходило уличное мероприятие, и площадь была оцеплена милицией. Заинтересовавшись увиденным, подошла поближе и обратила внимание на объявление: требовались бухгалтеры. В тот день она не попала в филармонию, это случилось позже. На работу Алю принимала главный бухгалтер Галина Ивановна Сапожникова – уважаемый в сфере культуры финансист с огромным опытом работы, славившаяся великолепной памятью и острым умом. В работе она даже не пользовалась счетами или калькулятором, высчитывая сложные математические алгоритмы в уме. Галина Ивановна назначила начинающего специалиста на должность бухгалтера материального стола, где Алевтина прослужила четыре года, наработав не только навык бухгалтерской работы, но и познав всю систему концертной деятельности.
Кто из читателей помнит, что ближе к лихим 90-м как на дрожжах росли кооперативы? Не обошла эта участь и Башкирскую филармонию – на ее базе возник кооператив по проведению концертов, куда ушла работать бухгалтер расчетного стола Венера. Филармония осталась без «расчетчицы»… И тогда эту ответственную должность предложили Алевтине Мулюковой. Сначала был страх – осилит ли груз работы? Ведь речь шла о зарплате сотрудников. Сами понимаете, дело серьезное. Но и это еще не все обязанности бухгалтера-расчетчика. Налоговые вычеты, статистические отчеты, страховые взносы, различные пособия и иные выплаты – да мало ли нужно навыков?!
Но поддержка со стороны Галины Ивановны и заместителя директора по экономике Гульсум Галеевны Хамидуллиной была мощная. Обучили всем премудростям, в первое время помогали с отчетами. Благодаря Гульсум Галеевне – авторитетному финансовому руководителю – Мулюковой первой купили компьютер, дав и базу. Обучение было нелегким, и Аля благодарна всем программистам, которые помогали ей освоить компьютерную бухгалтерскую программу. «Мне повезло – на моем пути встретились самые лучшие специалисты: Юлия Сапрыкина – молодой талантливый программист, ведущие специалисты Елена Марковна, Нина Сергеевна, Наташа, Нина Григорьевна! Всем хочу выразить благодарность за помощь в работе!» – горячо отозвалась о своих помощниках Алевтина Амировна.
«Работая в филармонии, я общалась и общаюсь с замечательными мастерами сцены, – продолжает героиня. – До сих пор с теплотой вспоминаю Габдрахмана Кадырова: в те времена шестикратный чемпион мира по мотоспорту уже отошел от дел и работал у нас администратором эстрадной группы Назифы Кадыровой. Он был очень приветлив, неконфликтен, подчеркнуто скромен, абсолютно без звездности. Помню, как Галина Ивановна ему выговаривала по его администраторской деятельности, а он просто улыбался и со всеми доводами соглашался! Не раз видела, как Габдрахман Файзурахманович сидел на балконе в зале, любуясь Назифой Жаватовной, которая репетировала очередные концертные номера. Это было очень трогательно!»
К слову, все праздники Габдрахман и Назифа Кадыровы праздновали в кругу бухгалтеров и не раз приглашали их к себе.
Наша героиня застала расцвет башкирского эстрадного и академического искусства. С нескрываемым восторгом рассказывает, как общалась с Филюсом Гараевым, Радиком Гареевым, Идрисом Газиевым, Заки Махмутовым, Хусаином Мазитовым, Камилем Валеевым… Любимицей Али во всех проявлениях – профессиональном и личностном – была певица, солистка лектория, заслуженная артистка Украины Нина Козлова. Почему-то запомнился образ этой яркой белокурой красавицы в легком платье небесного цвета. Сейчас Нина Сергеевна живет и работает в Ялте, но часто передает привет Алевтине и всем, кто ее помнит, через свою подругу – Венеру Аюпову, ведущего музыковеда республики.
Продолжая воспоминания, бухгалтер рассказала, как однажды в их кабинете появился мэтр башкирской эстрады Бахти Гайсин в компании с неизвестным молодым человеком – длинноволосым, усатым пижоном с веселым нравом. Им оказался не кто иной, как именитый ныне музыкант Гали Алтынбаев.
«Девочки, знакомьтесь – это лучший баянист из Мелеуза, которого я сосватал к нам!» – гордо объявил Бахти Миниярович.
«И ведь ни капли не изменился с годами Гали Мансурович! – уверяет героиня. – Все такой же озорной щеголь!»
В разговоре вспомнился и первый башкирский джазовый ансамбль «Дустар» во главе с Маратом Юлдыбаевым: ведь творили они именно в филармонии и были в те незапамятные времена, как сейчас бы сказали, «топовым» коллективом.
На Алином филармоническом веку было немало смешных и курьезных случаев, которые она вспоминает с легкой ностальгией. Бывали розыгрыши со стороны артистов. Фарит Шайхутдинов – известный как второй «Баганай» – взял в привычку пугать Алевтину. Высокий и статный, внезапно возникнув в дверном проеме и загородив его собой полностью, он низким зычным голосом начинал трубить: «Аля-а-а! Где зарплата-а-а?» Молодой бухгалтер подскакивала от неожиданности, хватаясь за сердце, а Галина Ивановна из другого кабинета вменяла артисту: «Фарит! Ну взрослый же человек! Ну зачем ты пугаешь нашу маленькую Алю?» Справедливости ради надо сказать, что Фарит Шайхутдинов в свое время не раз поддерживал Алевтину в трудных ситуациях. Важно отметить и то, что помощь и содействие в таком братстве, как Башкирская государственная филармония, дело обычное. Здесь действительно умеют поддержать, выручить, поспособствовать! И здесь умеют дружить: понятие «коллега-друг» в филармонии уже давно положительно зарекомендовало себя. Из таких коллег-друзей наша героиня отметила певицу Розу Аккучукову (к сожалению, недавно так неожиданно ушедшую от нас в иной мир…). Всегда покоряли легкий нрав и позитивный настрой Розы Сабирьяновны. Аля также с теплотой говорит о замечательном баянисте Редике Фасхитдинове и его супруге Гульнур Аюповой. Редик Ахметович в свое время приходил навещать Алевтину в больницу, что, безусловно, вдохновляло. А Гульнур Асатовна, отслужив положенный срок на эстраде филармонии в качестве танцовщицы, стала коллегой Алевтины по бухгалтерии. Более десяти лет отработала она бухгалтером-кассиром, выдавая из окошечка заветную зарплату.
Впрочем, продолжим череду забавных случаев из филармонической жизни нашей героини. Следующий эпизод показался мне не просто забавным, но и знаковым для определенного периода времени. В самом конце 80-х телевизор имелся только в кабинете директора, коим был на тот момент Рафаэль Габдрахимович Шафиков. В те незапамятные времена на телеэкраны вышел первый бразильский сериал «Рабыня Изаура». Его показывали по вечерам и повторяли утром. Вечера, как правило, не всегда были свободны – шли концерты, сдавались отчеты, поэтому порой у филармонических бухгалтеров для просмотра сериала оставалось утро. Вся бухгалтерия «била челом» Рафаэлю Габдрахимовичу с просьбой разрешить утром просмотр пропущенных серий в его кабинете. И что вы думаете? Он разрешил! К слову, у автора сих строк тоже был подобный случай в Уфимском училище искусств, когда в небольшой кабинет администратора Концертного зала, где стоял телевизор, набивалась половина учреждения из числа администрации, преподавателей и даже учащихся. Не удивляйтесь, трансляция зарубежных сериалов в те времена – это было священное время. Правда-правда! А мы смотрели мексиканскую мыльную оперу «Богатые тоже плачут».
А вы знаете, что наша героиня чуть не сшибла с ног самого Валерия Леонтьева?! Дело было во Дворце спорта, где филармония проводила концерт Валерия Яковлевича. И в служебном помещении собрались сотрудники, ответственные за организацию представления. Алевтина подошла в тот момент, когда Леонтьев входил в комнату, и они чуть не столкнулись лбами. Если честно, то Аля даже не узнала в этом человеке, буквально упакованном с головы до ног в шикарную модную кожу, кумира миллионов. И только когда он снял шапку-шлем и встряхнул своими знаменитыми кудрями, на свет явилось знакомое по телеэкрану лицо.
Следом в памяти всплыл случай, когда после своего аншлагового концерта в Большом зале филармонии великий певец Иосиф Кобзон в знак благодарности прислал главному бухгалтеру Галине Ивановне и ее славной команде огромную корзину фруктов, посредине которой красовалась книга-биография Иосифа Давыдовича.
Напомним, что наша героиня пришла в филармонию во времена грандиозной реконструкции здания, когда был полностью обновлен Малый зал и открыт Большой, ранее занимаемый Республиканским русским драматическим театром.
«Помню, бегала на балкон Малого зала, с любопытством наблюдая, как разбирают сцену для монтажа стационарного органа. Раньше сцена была глубокая, на ней проводились большие концерты – эстрадные, академические, хореографические. И было чувство небольшого сожаления, казалось, что этой реконструкцией «переписывают историю» зала. Ведь там выступали корифеи башкирской эстрады, проходили концерты известных гастролирующих артистов. И что теперь будет? Как будет выглядеть новая сцена с этими серебристыми трубами, которые называются органом?» – вспоминает Алевтина Амировна.
Конечно же, она не пропустила церемонию открытия уфимского органа немецкой фирмы Sauer в марте 1987 года. Напомним, первому сыграть на новом инструменте доверили московскому органисту и композитору Олегу Янченко. Много замечательных российских и зарубежных музыкантов и коллективов довелось услышать с тех пор нашей героине.
Ну, и как забыть о концертах таких выдающихся музыкантов с мировым именем, как Владимир Спиваков и Дмитрий Хворостовский?!
Да, у сотрудников филармонии есть безусловное преимущество в работе – это возможность бывать на концертах лучших артистов…
Но портрет нашей героини будет не полным, если мы не упомянем еще об одной стороне ее филармонического пути. Более 20 лет Алевтина Амировна работает в профсоюзном комитете, являясь его казначеем. Молодую, веселую и активную девушку в свое время приметил Радик Хазиевич Сабиров — председатель профсоюза в 80-90-х годах. Несколько лет она проработала под его мудрым руководством. Надо сказать, что Радик Хазиевич очень ценил свою сотрудницу за четкость в работе и порядок в делах. И по сей день она в строю филармонического профсоюзного актива, занимаясь учетом членов профсоюза, контролем уплаты профсоюзных взносов, выдачей материальной помощи. Алевтина Мулюкова – уважаемый член профкома, чье мнение является авторитетным. «Наш профсоюзный министр финансов!» – так любовно называет ее нынешний председатель профкома – заслуженная артистка Башкортостана Флюра Шайхутдинова, недавняя «капеллянка». Очень много дельных советов и предложений исходит от Мулюковой – коллективный выход филармонистов в уфимские театры, посещение сотрудниками бассейна, выезд всей командой на природу. Все для блага филармонической братии! Рассудительная и мудрая, всегда организованная – такова Алевтина Амировна в работе.
Заядлый книгочей, любитель путешествий и отдыха на природе – такая она в жизни. В чтении предпочитает писателей ХХ века, причем признает порядок даже в выборе литературного жанра. Поэтому читает блоками: башкирские авторы, военные романы, фантастика – зарубежная и русская. И ничто не нарушит этот уклад. Но если увлечется сюжетом, забывает обо всем вокруг! Помнит, как, взяв с собой книгу на пляж и уткнувшись в нее, сильно обгорела, даже не заметив этого.
Из путешествий вспоминает Египет и Турцию, юг России, а также поездки на «вторую родину» (так она именует Соль-Илецк Оренбургской области): «Ездим туда часто, как правило, дружной шумной компанией: торчим поплавками в соленых озерах, рисуем лечебной грязью друг другу рожицы и просто наслаждаемся отдыхом! И, конечно же, незабываем сплав по Белой, где оживленно спорим по поводу маршрута, применяя в качестве веских аргументов весла, бойко общаемся с местным населением, мирно косящим траву на берегу…»
Наблюдая за нашей героиней, когда она с веселым смехом рассказывает очередную историю или с тихой грустью вспоминает былое, ловлю себя на мысли, что не может эта энергичная девушка, сидящая напротив, быть одним из филармонических старожилов, потому что юна душой и обликом. А потом понимаю – а не в филармонии ли все дело? Не дарит ли она нашей героине второе дыхание?..
И в подтверждение этих мыслей Аля процитировала мне фразу Галины Ивановны Сапожниковой: «Я люблю эти колонны!», тем самым признавшись в любви к филармонии. А любовь, как известно, продлевает молодость!