• Учредитель — Министерство культуры Республики Башкортостан
Новости Красавица с красивой душой
Красавица с красивой душой

Красавица с красивой душой

Главный весенний праздник – отличный повод поговорить о женщинах филармонии. Конечно, логичнее было бы написать о филармонических солистках – певицах, инструменталистках, танцовщицах… Причем все они – в той или иной степени – всегда у нас на виду, поэтому сегодняшний рассказ пойдет о героях, точнее, героинях закулисья. Да, зритель их не видит, но каждая из них – важная составляющая большого механизма под названием «филармония».

Выбор персонажей «по ту сторону» сцены велик – работницы художественно-постановочной части, костюмерного цеха, бухгалтерии, административного персонала, службы контролеров… И все достойны отдельного разовора! Но наше предпочтение, которое мы сочли уместным, было отдано тем сотрудницам, которые посвятили служению главной концертной организации республики большую часть своей жизни. Из тех, кто ныне считаются филармоническими старожилами. Ведь пришли наши героини в организацию, когда им было намного меньше лет, чем они здесь работают…
В общем, сегодня, уважаемый читатель, в «Вечерке» вновь стартует «сериал» — на сей раз небольшой цикл зарисовок о филармонических «бойцах невидимого фронта».
Повествование начнем с недавней юбилярши, которая в конце января отпраздновала свое 65-летие. Знакомьтесь: Маргарита Альфредовна Ковалева, начальник хозяйственного отдела. Белокурая голубоглазая красавица с милой улыбкой. На чествовании по случаю ее особого дня рождения имениннице было высказано немало комплиментов и слов восхищения по поводу несоответствия паспортного возраста внешнему облику. «Вот благодаря таким, как Вы, нам и увеличивают пенсионный возраст!» – шутили коллеги. А ведь работа не из простых – хозяйство велико! Вековое здание филармонии – памятника архитектуры и истории – требует соответствующего ухода, нужно проследить за чистотой, а это не только помыть-поскрести, нужно вовремя сделать косметический ремонт, побеспокоиться о том, чтобы все рабочие инструменты, необходимые материалы и аксессуары наличествовали… Чтобы маляр, плотники и сантехники точно в срок сделали свое дело, чтобы канцелярия своевременно приобреталась, да мало ли еще забот в большом беспокойном хозяйстве?!
…Пришла Маргарита в филармонию в январе 1985 года – только что капитально реконструированную, где уже работали два концертных зала и устанавливали стационарный орган – единственный в республике! Руководителем концертной организации тогда был известный всей Башкирии Равиль Ибатович Батыргареев. По признанию Ковалевой, бывшей на тот момент мамой двух сорванцов-мальчишек, не планировала она задерживаться в филармонии, а получилось – осталась навсегда.
Первая должность нашей героини – кассир по возврату билетов. Уважаемый читатель, не подумайте, что зрители просто возвращали билеты, передумав идти на концерт. Дело в другом! Раньше все концерты в городе и республике проходили через Башкирскую филармонию. На каждый зал, будь это Дворец спорта (ныне – Ледовый дворец «Салават Юлаев») на 4 тысячи мест или любой районный дом культуры на 300 и более кресел, выдавались типографские билеты, расписанные на все места. И после концерта остатки нераспроданных билетов сдаются обратно в кассу, и все это связано с бланком строгой отчетности. Вы представляете, каков объем работы?! Но упорства хватило – 5 лет проработала она на этом посту, после чего была приглашена в качестве старшего контролера. Сейчас это должность главного администратора зала – Большого или Малого, – а раньше старший контролер нес ответственность за два зала одновременно. Концертов проходило немало, особенно с участием гастролирующих артистов. Больше всего Маргарите Ковалевой запомнилось выступление великолепного Иосифа Кобзона в Большом зале филармонии. А на концерте известного виолончелиста Мстислава Ростроповича желающих послушать музыканта с мировым именем было так много, что зрители сидели даже на сцене! На ее филармоническом веку состоялось значимое событие в музыкальной жизни республики. Речь об уфимском органе немецкой фирмы Sauer. И первым музыкантом, заставившим его зазвучать, стал московский органист и композитор Олег Янченко. Произошло это 8 марта в 1987-м, ровно 34 года назад.
И, конечно же, впечатляли концерты наших звезд эстрады – Фариды Кудашевой, Бахти Гайсина… В свое время Фарида Ягудовна называла Маргариту «красавицей с красивой душой». А это, как понимаете, дорогого стоит…
Раскроем один секрет – в обязанность контролеров входит не только проверка наличия билетов, но и подготовка залов к концертам и приему зрителей. А это, попросту говоря, наведение чистоты. Причем Ковалева настолько увлекалась процессом, что вычищались не только зрительские ряды… Ее хозяйский взгляд достиг высот известных барельефов Большого зала. Зритель БГФ наверняка знает, о чем речь – на высоте 10 метров по периметру проходит великолепная лепнина, выполненная еще в ранний советский период, на тему революционных подвигов и во славу ударников социалистического труда. Да, у кого-то она вызывает недоумение, у кого-то, быть может, даже усмешку, но это не просто наша история, это – архитектурное наследие, которое важно сохранить должным образом. И эту обязанность приняла на себя Маргарита Альфредовна в тандеме с маляром тетей Соней – маленькой сухонькой женщиной. Раздобыв в воинской части, которая располагалась напротив филармонии, специальные лестницы, они без всяких страховок и, разумеется, с сомнительным соблюдением техники безопасности взбирались на верхотуру и любовно отмывали, отполировывая до блеска объемные фигурки. Однажды за этим делом их застал неведомо как очутившийся на сцене филармонии мастер, принимавший участие в изготовлении барельефа. По его признанию, он делал лепнину не только в Башкирской филармонии, но и во многих театрах по Союзу. Он выразил обеим труженицам огромную благодарность за чуткое и внимательное отношение к этому элементу архитектуры, заявив, что только в Башкирской филармонии так трепетно относятся к историческому декору.
Хозяйственный стержень Маргариты Альфредовны подметил Амир Валиуллович Туйгунов, директор филармонии в 1996-1999 годах. И предложил стать «хозяйкой здания», а именно – принять должность заведующей хозяйственной частью. Причем в первое время ей пришлось совмещать хозяйственное дело с должностью старшего контролера залов. На тот момент в подчинении Ковалевой было более 40 человек: две вахты, два гардероба, контролеры, уборщицы, дворник, маляр, плотник, сантехник… Было нелегко, но справлялась, и еще как! Помнит, как Амир Туйгунов приговаривал при возникновении каких-либо острых вопросов: «У нас же Маргарита есть – сейчас все сделает!» Важно сказать, что в свое время работу завхоза высоко оценила Файруза Файзулловна Тугузбаева, на тот момент работавшая в Министерстве культуры Башкортостана начальником отдела кадров. «Молодец! Чистота везде!» – скупо, но емко похвалила она Маргариту Альфредовну. А кто знает Файрузу Файзулловну, тот подтвердит, что от нее проще дождаться порицания, нежели похвалы. И это еще одна дорогая сердцу оценка работы.
«Порой личностный максимализм играет на руку в работе, – смеется наша героиня. – Считаю, раз взялась за дело – доводи до конца!»
И ныне Маргарита Альфредовна остается незаменимым человеком в своем деле. И что интересно, эта действительно красивая женщина с пышной копной волос в свое время могла выбрать себе иную стезю, ведь предлагали в молодости стать манекенщицей… А в филармонии певец Камиль Валеев звал к себе в лекторийную группу администратором, уверяя, что она легко справится с этой работой. «Эх, на сцену бы тебе – такая богатая мимика!» – говаривал ей Нажибек Шайкамалович Хафизов, писатель, драматург, директор филармонии в 60-е годы, который частенько заглядывал в гости. Пообщавшись однажды с Маргаритой, он нашел в ней душевную собеседницу, оценив по достоинству ее мышление и собственный взгляд на жизнь.
Действительно, с моей героиней интересно беседовать, ведь она легко цитирует не только японские хокку, но и пятистрочные шедевры Страны восходящего солнца, а также рубаи. «Люблю восточную литературу за емкость мысли»,– улыбается Маргарита Альфредовна. И тут же читает:
За ночь вьюнок обвился
Вокруг бадьи моего колодца…
У соседа воды возьму.
«В этом моя суть – люблю красоту во всем, и нарушить ее из-за обыденного рука не поднимется», – поясняет моя собеседница.
А красота природы для нее открывается в родном Иглинской районе, где в трехречье – в месте соединения рек Сим, Инзер и Агидель – находятся ее дом и пасека. Да, они с супругом – знатные пчеловоды, и вкус меда «от Ковалевых» филармонисты знают не понаслышке. В этом месте – отличная рыбалка, и одно из последних достижений Маргариты – девять щук за один лов, «взятых» на спиннинг.
«Летом люблю рыбалку, а зимой с особым адреналином катаюсь на снегоходах. «Буран» веду сама, а на новой «Тайге» пока только в качестве пассажира рядом с сыном. Ускоряемся аж до ста десяти километров в час – по Симу, лесам, полям… В последнее время любимым напарником стал пес Бич – длинноухий русский спаниель, который с восторженным повизгиванием запрыгивает на сиденье и катается с нами, аж уши разлетаются по ветру!» – с веселым смехом делится приятными воспоминаниями Маргарита.
В принципе, жизнь сложилась – радуют внуки, сыновья, свое приусадебное хозяйство и, конечно же, забравшая душу работа.
А вот еще одно любимое хокку из «копилки» нашей героини:
Так захотелось просто быть в пути
И ехать в поезде! Поехал.
А с поезда сошел, и некуда идти.
И тут же комментирует: «Вот это трехстишие характеризует мою связь с филармонией: признаюсь, мелькали мысли – бросить все и уйти… но срослась я с ней и без нее не пред-ставляю себя…»

Продолжение рассказа о «бойцах невидимого фронта» БГФ следует.