• Учредитель — Министерство культуры Республики Башкортостан
Новости «Листая прошлого страницы…». 90-е годы
«Листая прошлого страницы…». 90-е годы

«Листая прошлого страницы…». 90-е годы

Неоднозначные 90-е годы в филармонии стали десятилетием всплеска творческой энергии и рождением новых коллективов.

На эстраде каждый год был годом рождения новой группы, нового ансамбля, и далеко не все выдержали испытания временем. В 1990 году на новом этапе, переработав стилистику известного дуэта «Кэтук и Баганай», по инициативе артиста разговорного жанра Валита Илимбетова была образована группа «Кызык и Мэзэк». Это – своеобразный театр смеха, театр миниатюр. Его злободневная тематика является мгновенной реакцией на происходящие события. В разное время в группе «Кызык и Мэзэк» работали заслуженные артисты РБ Фарит Шайхутдинов, Юнир Салаватов, Фарваз Мухаметшин, артист Салават Кускарбаев и другие.

В 1991 году популярный певец Фадис Ганиев создает молодежно-эстрадную группу, которой руководит по сегодняшний день. Обретая сценический опыт, Ф.Ганиев через музыкально-театрализованные шоу пришел к программам лирической направленности, благодаря появлению в группе молодой певицы Лилии Биктимировой. «Вечерние посиделки», «Любовный треугольник», «Яҙмышмы, әллә яңылышмы… » – эти программы раскрыли яркий артистический талант певцов Ф.Ганиева и Л.Биктимировой, а также по-новому, порой неожиданно, проявился сценический дар артистки разговорного жанра Гульзамии Ситдиковой.

В 1992 году была организована эстрадная группа «Ихлас» под руководством Шамиля Хамадинурова, музыкальный руководитель – Халит Фатихов. Отличительной чертой репертуара коллектива было исполнение песен народов Поволжья на языке оригинала.

Сформировавшаяся в 1989 году в среде студентов Уфимского института искусств группа «Каравансарай», в 1995 году влилась в творческий коллектив филармонии. Своеобразием их творчества является сочетание башкирского фольклора и современных эстрадных ритмов, обогащенных оригинальными аранжировками. В первый состав группы вошли Амир Туйгунов, Расуль Карабулатов, Артур Туктагулов, Вильдан Яруллин, Махмут Надыршин. А в филармонии к ним присоединились Олег Жданов, Анатолий Трофимов, Миннигали Давлетбаев.

В лекторий 90-х годов влились: певцы Наталья Дмитриева, Вахит Хызыров, Нурия Басырова, Райман Ишбаев, Альфия Хамбалеева, Гузель Ульмаскулова, Сайда Ильясова, Зульфия Авзалова, лекторы Татьяна Келешьян, Виктория Симонова, Оксана Семенова, концертмейстеры Галина Осипова, Индира Асадуллина, танцоры Гузель Мамина, Рамиля Абдрахманова и другие. Впервые в филармонии были подготовлены программы, составленные из сольных танцев и дуэтов: Зульфия Кудашева и Николай Осипов выступили с новым творческим проектом «Музыкальный дивертисмент». Следующим этапом стала сольная программа Н.Осипова «Букет танцевальных миниатюр», где танец становился единственным жанром в лице одного исполнителя-солиста.

Благодаря Александру Донгузову появляется новая форма концерта – музыкально-поэтические вечера: «Мятежное сердце поэта», «Я сердцем никогда не лгу» с певцами Николаем Шошиным, Вакилем Жалалетдиновым, музыкантами Владимиром Башеневым, Еленой Мороз, Айдаром Кудашевым.

В лихие 90-е годы, которые пережило наше общество, сердца людей тянулись к возвышенному. Артисты лектория ставят перед собой высокие цели – вести слушателей от музыкального ликбеза к вершинам классики.

Музыковед Виктория Симонова писала: «Не зря наши ветераны говорят нам: «Старайтесь не опускать высокую планку лектория, не унижайтесь до халтуры, ведь ваше дело – воспитание». И мы стараемся у ветеранов учиться: быть мудрыми, как Венера Аюпова, артистичными, как Олег Шупиков, интеллигентными, как Александр Донгузов, эффектными, как Флюра Кильдиярова и Раиля Азнакаева, душевными, как Татьяна Келешьян и Нурия Басырова, патриотичными, как Азат Аиткулов, и универсальными, как Сайфулла Хайруллин, справедливыми, как Зоя Байчхаева».

1996 год стал переломным в истории хоровой капеллы. За высокий профессионализм и вклад в развитие хорового искусства в январе 1996 года Башкирской государственной хоровой капелле было присвоено звание «Академическая». В этом заключалась и высокая оценка работы филармонии. Сегодня в республике вего четыре коллектива носят это звание: два театра, ансамбль имени Ф.Гаскарова и хоровая капедда, которая является единственным музыкальным коллективом с этим высоким званием. В 1997 году хоровая капелла выступила на большом хоровом соборе в честь 850-летия Москвы у стен возрожденного храма Христа Спасителя.  Ещё одно знаковое событие конца 90-х: совместное исполнение Государственной академической хоровой капеллы Республики Башкортостан с хоровой капеллой России им. А. А.  Юрлова и Национальным симфоническим оркестром Башкортостана «Реквиема» Дж.Верди в Москве.

Создание в 1998 году Симфоджазоркестра стало стремлением уфимских джазовых музыкантов обрести свой дом. После отъезда джаз-группы «Дуҫтар» в 1993 году, возникла необходимость организовать новый профессиональный джазовый коллектив. И такой коллектив появился… Инициаторами создания Симфоджазоркестра выступили известный джазовый музыкант Олег Киреев и певец Ринат Баимов. Преподаватель Уфимского училища искусств заслуженный работник культуры РБ Георгий Маркоров принял руководство молодым оркестром. Безгранично преданный музыке, талантливый аранжировщик, авторитетный руководитель Георгий Павлович Маркоров заложил прочный фундамент в  основание известного сегодня коллектива.

90-е годы были ознаменованы проведением органных фестивалей. В 1998 году в Малом зале к 125-летию со дня рождения Федора Ивановича Шаляпина состоялись концерты из цикла «Уфимский дебют Шаляпина», а также «Два имени – одна судьба» (Ф.Шаляпин и С.Рахманинов).

Продолжение следует…