• Учредитель — Министерство культуры Республики Башкортостан
    тел: +7(347)280-87-56, email: mkrb@bashkortostan.ru
Новости На соискание молодёжной премии имени Шайхзады Бабича - «О чём поют птицы?»

На соискание молодёжной премии имени Шайхзады Бабича — «О чём поют птицы?»

В древние времена жил Хан. У него был яблоневый сад, который он очень любил… Однажды осенью, пребывая в своем великолепном саду, он задался вопросами: «Почему птицы улетают на юг, но весной всегда возвращаются? О чем поют птицы, когда улетают и возвращаются?..»

 

Не так давно Башкирская государственная филармония имени Хусаина Ахметова вновь порадовала своих постоянных зрителей и только начинающих меломанов новым неожиданным проектом на стыке искусств. «О чем поют птицы?» — так назвала философскую сказку-притчу для всей семьи команда молодых и дерзновенных авторов, не ищущих легких путей. Премьера прошла с аншлагом, восторженным отзывам зрителей – как взрослых, так и ребятни, — вторили положительные рецензии музыкальных критиков и журналистов.

Идея сказки принадлежит руководителю Национального оркестра народных инструментов Республики Башкортостан – лауреату международных конкурсов Линару Давлетбаеву. По его признанию, он давно хотел представить абсолютно новую сказку с оркестром – современную и в то же время вечную. Остановил свой выбор на композиторе Шауре Сагитовой, с которой они давно и плодотворно сотрудничают. Шаура вдохновилась идеей, написала оригинальную, яркую музыку. Особенно впечатлила зрителей тема «Яблоневый сад». Потрясающая партитура Шауры Сагитовой делает музыку одним из главных героев притчи: музыка приглашает зрителя в прекрасный край, музыка сопереживает главным героям – радуется и грустит вместе с ними. И в этом главным ее помощником стал Национальный оркестр народных инструментов, превосходно справившийся с новым масштабным полотном.

Режиссером проекта выступила Екатерина Хайбуллина, она же – соавтор либретто. Интересный факт: когда Катя писала текст, она пребывала в радостном ожидании появления на свет дочери. И свою материнскую любовь она перенесла в строки сказки, как мама, которая рассказывает ее своему ребенку.
Визуальное воплощение удачно создала художник Лиана Нигаметзянова. В роли Хана убедительно выступил актер Башкирского академического театра Фиргат Гарипов, Егета сыграл молодой филармонический чтец Данил Гуфранов. Сказку проникновенно прочитала актриса Молодежного театра, заслуженная артистка Башкортостана Гульшат Гайсина.

Дадим же слово авторам «Птиц».

Линар ДАВЛЕТБАЕВ, автор сценария, художественный руководитель и главный дирижер НОНИ РБ:

— Главные герои сказки – Хан и Егет. Хан выступает в непривычном для всех сказок образе – это не глупец и жадина, а зрелый мужчина с высокой культурой и богатым внутренним миром. Он прислушивается к советам и делает мудрые выводы. А Егет – символическая фигура, своего рода ангел, спустившийся с небес на землю к людям для помощи и их спасения. Он несет Хану и его подданным мудрую мысль. На свои три вопроса хан получает ответы в конце повествования. Богатство – это не накопительство, это – ум и трудолюбие! Чтобы помочь человеку, не нужно его одаривать. Самое полезное – это дать ему возможность своим трудом заработать свое благополучие и возможность развиваться. Это даст человеку самоуважение! В нашей философской сказке-притче говорится о таких вечных ценностях, как доброта, справедливость, мудрость, любовь к Родине и своему народу.
Откуда взялась сама идея яблоневого сада? Когда я придумывал сказку, представлял себе цветущий яблоневый сад. Уверен, что яблоневый сад – это показатель высокой культуры человека. Почему? Сад требует ухода и бережного отношения к себе. Значит, человек, который за ним ухаживает – человек глубокий, думающий…

Интересная деталь: когда сказка сочинилась, первым, кто ее услышал, был маленький сын. Он, слушая ее, засыпал. Вот он, показатель! Значит, работает!
Шаура САГИТОВА, композитор:

— Для такого самобытного, нестандартного крупного оркестра мне давно хотелось создать что-то масштабное. Нас связывает плодотворное сотрудничество, и уже был опыт написания оркестровых композиций. Линар – большой подвижник! Возникла совместная идея знакомства людей, причем, разного возраста, с башкирскими народными инструментами – кураем, кубызом, кыл-кубызом, думбырой, ятаганом… Вдохновила нас в этом поиске сказка «Петя и Волк» Сергея Прокофьева. Вместе читали разные сказки – и башкирские, и разных народов. В итоге Линар сам сочинил притчу по мотивам народных сказаний. Екатерина Хайбуллина, режиссер проекта, выступила и как соавтор сценария.

При создании партитуры мне было любопытно свое классическое образование применить в исполнительской практике именно оркестра национальных инструментов. Интересно было поместить сольные, ансамблевые инструменты в условия оркестра. В основном, «Сказка» — авторский материал, но я не могла не включить цитаты – в прологе звучит известная башкирская народная песня «Урал» как своеобразный гимн красе родного края, есть еще несколько тем. Создавали новое звучание буквально с чистого листа. А когда нашли художника Лиану, то весь пазл сложился.

Екатерина ХАЙБУЛЛИНА, режиссер, соавтор сценария:

— Работать с Линаром Давлетбаевым всегда интересно. Он широко мыслит, постоянно ищет что-то новое, старается удивить. Когда задумали притчу, перелопатили гору сказок, искали что-то созвучное тем мыслям, которые Линар хотел донести. Наконец, он сам выступил в роли …сказочника! Хотелось, чтобы эта философская глубокая притча была интересна не только взрослым, но и, конечно же, детям. Сразу возникла мысль об анимации. Но мы не взяли готовые фрагменты мультфильмов, а создали свою изобразительную историю. Творчество художника-иллюстратора Лианы Нигаметзяновой оказалось созвучным всем тем идеям, которые вынес Линар.

Любопытно, что Пролог у нас появился в самом конце работы: идея с голосами птиц, которых ты слушаешь и забываешь обо всем на свете. И возникло понимание с полуслова, споров не было вообще. У нас получилась настоящая командная работа, когда каждый оказался на своем месте.

Лиана НИГАМЕТЗЯНОВА, художник:

— В этом проекте меня прежде всего привлекла полная свобода творчества. Никаких рамок и ограничений! Мне только задали вектор. Я, условно говоря, не была чьими-то «руками», полностью сама создавала картины, опираясь на либретто и, конечно же, на музыку. Даже отдыхая, я выходила в инстаграм, видела посты с репетиций «Сказки» и вновь окуналась в музыку. Такая «вдохновлялочка»! Работа была продуктивная, легко рисовалось, на подъеме. Каждый занимался своим делом. Я как иллюстратор сразу погрузилась в текст: буквы легко превратились в картинку. В работе помогла музыка. Сначала текст – потом музыка. Катя еще и прочитала мне все либретто с выражением, проставив нужные смысловые акценты. Результатом осталась довольна! Вновь и вновь поражалась игре оркестра, который сумел во главе с дирижером передать и народный колорит, и современное звучание.

Нам же остается болеть за наших молодых коллег и творческих друзей, а также ждать в филармонии все новых зрителей, которые узнают вместе с артистами и всей командой постановщиков — «О чем поют птицы?».