• Учредитель — Министерство культуры Республики Башкортостан
    тел: +7(347)280-87-56, email: mkrb@bashkortostan.ru
Новости Пресса Если жизнь - как песня

Если жизнь — как песня

К юбилею заслуженной артистки Башкортостана Сайды Ильясовой

ЕСЛИ ЖИЗНЬ – КАК ПЕСНЯ

Творчество солистки Башкирской государственной филармонии имени Хусаина Ахметова, заслуженной артистки РБ Сайды Ильясовой невозможно вместить в рамки одного вокального жанра. Она исполняет и народные песни, с особенным чувством, конечно, свои башкирские, её можно услышать в программах с классическим репертуаром, в эстрадных концертах. А порой  выступает и как сценарист, ведущая и режиссёр.  Если попробовать разложить по жанровым полкам события и факты её биографии, то может получиться оригинальный букет сонетов в честь певицы. А в юбилейный для неё год такая композиция даст повод познакомиться с её творчеством поближе.

Итак, начнём с жанров традиционной башкирской музыки.

Озон-кюй  (оҙон көй – протяжная песня)

Она точно запомнила момент, когда народная мелодия вошла в её жизнь не как элемент окружающего мира, а как знак судьбы. Хотя, конечно, всё случилось и сложилось задолго до её рождения. Встреча двух артистов народного театра Дворца культуры в Кумертау – красавицы, танцовщицы  и певуньи Шарифы и исполнителя главных ролей, поющего и играющего на курае, поэта, спортсмена и журналиста  Гали – предопределила творческие наклонности их дочери  Саиды (к слову, в семье Ильясовых  дети все наделены талантами и благородством воспитания).

Несмотря на то, что песня всегда присутствовала в жизни девочки, однажды она ощутила на себе её великую силу. Как-то раз весной папа вывез семью на природу. Стоя на горе, он заиграл на курае, а потом запел песню «Хандугас». И от того, что вокруг была такая красота, расстилался зелёный ковёр, и слышалось вплетающееся в голос отца щебетание птиц, душа  переполнилась чувствами, из глаз брызнули слёзы. Сайда спряталась за огромный валун, чтобы отец не испугался дочкиных слез и не прервал мелодию.

Лет в тринадцать Саиде попалась статья, в которой было написано, что башкирская женщина должна знать и петь свои народные песни. И девочка стала слушать песни на пластинках. Особенно ей нравилось исполнение Асмы Шаймуратовой и Флюры Кильдияровой. Он выучила все песни с платинок. А когда поступила в Башкирский государственный университет, спела на конкурсе первокурсников и сразу попала «в штат» талантов. Её даже называли «биологический соловей», и сравнивали с Рамазаном Янбековым, тоже в прошлом выпускником их факультета.

С тех пор озон-кюй и впрямь стал долгой  мелодией, сопровождающей всю жизнь, во всех странах и городах, от Парижа до Барнаула, от Нового Уренгоя до Бишкека.

В годы работы педагогом-воспитателем в гимназии имени Рами Гарипова Саида Галиевна прививала детям любовь к народным песням и обрядам, ставила с ними спектакли, предвосхитив тем самым будущую деятельность в качестве сценариста и режиссёра прекрасных программ в филармонии. Тогда она еще не знала, что предстоит ей стать большим профессионалом, объехать много городов и сёл России с  мастер-классами по сохранению фольклорных традиций башкирского народа, с  великой радостью участвовать в подготовке и проведении в Уфе Дней культуры башкир из Челябинской, Оренбургской, Курганской, Пермской, Свердловской, Саратовской областей…

Кыска-кюй (ҡыҫҡа көй – короткая песня)

Как же лихо у неё это получается! Когда Сайда поёт такмак, частушку, да ещё и пританцовывает, кажется, она может стать эпицентром любого веселья! Она одна из первых профессионалов привнесла на сцену этот жанр народного творчества в эстрадной аранжировке, да так, что после её клипов многие стали этим заниматься. Но сама преподавая, Сайда знает, что исполнять «лёгкий жанр» не так-то просто. Для этого нужны хорошая дикция и мобильная дыхательная система. Кстати, за чувство юмора и умение создать правильное настроение Сайду любят приглашать на сьёмки клипов. Особенная дружба среди телевизионщиков у неё сложилась с режиссёрами Луизой Коряковцевой-Ильясовой и Маратом Абдюшевым.

Как-то раз на концерте она спустилась со сцены в зал и выбрала из зрителей в большом зале Дворца культуры мальчишку. Встала рядом, топнула ножкой и закружилась в танце. Повернулась, а его нет! Посмотрела направо, посмотрела налево…Пропал! А зрители хохочут! И вдруг глядь, а на полу в темноте кто-то копошится. Оказывается, мальчик упал, и то ли от смеха,  то ли от конфуза не может встать. Саида подняла  партнёра, допела и доплясала уже с ним.

Сенляу (сеңләү — причитание)

– У нас в Башкортостане этот жанр не очень распространён. Первый раз я с ним встретилась во время учёбы в БГУ. Тогда мы поставили силами студенческого фольклорного ансамбля «Янгузаль» театрализованное представление «Башкирская свадьба» под руководством учёного-фольклориста Ахмета Миннивалеевича Сулейманова и балетмейстера Лидии Исламовны Нагаевой. К тому времени у меня уже был народный костюм, свой репертуар, и я даже съездила в составе агитбригады в ГДР. В нашем фольклорном представлении принимала участие и моя сестра Ямиля Ильясова, и студент-историк Алмаз Гафаров (будущий руководитель группы АНТ), которые в результате «доигрались» до собственной свадьбы.

 

Ария

Конечно, этот жанр связан, прежде всего, с учёбой в институте искусств в классе профессора, народной артистки России и Башкортостана Флюры Ахметшеевны Кильдияровой.

– Мне несказанно повезло учиться у моего кумира, чьими песнями я заслушивалась с детства! Я готова была не выходить из её класса с утра до ночи. Она всю жизнь мне помогала, поддерживала и говорила: «Если будешь заниматься, из тебя будет толк». Школа Флюры Кильдияровой позволила мне в любых условиях, в любом состоянии, без микрофонов петь, вести концерты и не потерять голос», — делилась Сайда.

Но ария вошла в её жизнь через другую дверь. Когда она ещё училась в школе, в Стерлитамак приезжали с концертами артисты музыкально-литературного лектория Башгосфилармонии. В школе объявили, что в ДК завода синтетического каучука состоится бесплатный концерт. Сайда как примерная ученица пришла к 14 часам. «Захожу, а в зале пусто! Села у входа, с краю. И тут вышел лектор и объявил начало концерта! И для меня одной работали артисты лектория! Первый раз я услышала арии в исполнении Камиллы Чертовой и Зои Байчхаевой, за роялем был Радик Хабибуллин. Я была покорена «Хабанерой», романсами в исполнении этих певиц. И я поняла, что мне это очень нравится!».

Дуэт

С жанром дуэта связана и ещё одна удивительная история. Когда в 2002 году композитор Салават Низаметдинов по заказу филармонии написал рок-оперу «Звезда любви», Сайде в числе семи солисток филармонии предложили её прослушать.

– Эта музыка впиталась в меня как в промокашку. Она звучала во мне и во сне, и наяву. Я моментально выучила все партии оперы. Одна ария Лейлы длилась семь минут! Но Колыбельная из этой оперы – до сих пор со мной…Особенно мне повезло играть в «Звезде» в паре с настоящим мастером народным артистом Башкортостана и Татарстана, заслуженным артистом России Идрисом Газиевым.

Романс

Какой музыкант не любит романсы? Это сама душа человека, обнажённая, тонкая. Будучи по специальности исполнительницей народных песен, она не сразу получила возможность петь романсы, хотя мечтала об этом.

Первый сольный концерт в 2004 году включал романсы башкирского классика Загира Исмагилова на стихи Салавата Юлаева. П расширяла репертуар. Однажды произошла судьбоносная встреча с композитором Айсылу Сальмановой.  Готовясь к юбилею отца обратилась к ней с просьбой написать романсы на его стихи. И Айсылу Рафиковна создала цикл «Уралкай» из четырёх романсов на слова Гали Ильясова для фортепиано, курая и голоса! И здесь она вытянула еще один счастливый билет – ей довелось работать над романсом с замечательным музыкантом, заслуженной артисткой России и Башкортостана Еленой Александровной Мороз.

После этого появились ещё несколько романсов, а за ними настал черёд русских композиторов.

Баит (бәйет – эпический жанр)

Это многогранный жанр, часто философского содержания. Для Ильясовой  баит неразрывно связан с именем башкирского  поэта и мыслителя Акмуллы.

После окончания УГИИ она пришла работать в филармонию, в музыкально-литературный лекторий. Вместе с коллегами Альфиёй Калимуллиной и Райманом Ишбаевым по инициативе тогдашнего руководителя лектория  Венера Мустафина решили организовать молодёжную фольклорную бригаду. И звёзды сложились так, что Сайде пришлось взять на себя и роль ведущей. Она создала программы, которые пользовались успехом в течение многих лет: народный праздник «Кукушкин чай», «Поэт и просветитель Акмулла». И как раз в этой точке пересеклись линии жизни просветителя XIX века и пропагандистки башкирской народной песни Сайды Ильясовой.

В плане сохранения традиций начинает она с семьи. Обе дочери, умницы и красавицы Дильбар и Галия, продолжают дело мамы, получая образование на театральном факультете УГИИ, муж Жават Кильдияров играет на курае,  есть уже опыт совместных выступлений. И кажется, затевается продолжение семейной династии…

А как же баит, спросите вы? Видимо, время пришло для жанра, который требует жизненного опыта. И она стала сама складывать баиты. Вот перевод одного из них: «Самая высокая гора находится на Кавказе, но высшая точка Урала – в моём сердце. Именно здесь живёт мой народ, говорит на своём языке, хранит историю и традиции».

Виктория Симонова