• Учредитель — Министерство культуры Республики Башкортостан
Новости САМА ЭЛЕГАНТНОСТЬ И ОБАЯНИЕ
САМА ЭЛЕГАНТНОСТЬ И ОБАЯНИЕ

САМА ЭЛЕГАНТНОСТЬ И ОБАЯНИЕ

В мае свой особый день рождения отпраздновала народная артистка Башкортостана, заслуженная артистка БАССР, лауреат Всесоюзного фестиваля эстрадного танца и обладательница титула «Мисс Фестиваль» (1989 год) Зульфия Кудашева. Жаль, конечно, что эта красивая дата выпала на период самоизоляции, когда большинство из нас вынуждено держать социальную дистанцию и соблюдать все меры предосторожности. Но коллеги, зрители и друзья артистки, конечно же, не забыли поздравить свою любимицу.

Зульфия Идрисовна — «старожил» Башкирской филармонии, и до сих пор она в профессиональном строю! Скажите, много ли вы знаете действующих танцовщиц с 45‑летним профессиональным стажем и общим стажем на сцене — 60 лет? В этом смысле Зульфия Кудашева — феномен! И вот что удивительно: чем дольше она танцует — тем больше молодеет. Тут можно смело перефразировать строчку из популярной песни «Танцуй, пока молодой!» на более актуальную для нашей юбилярши: «Танцуй — тогда помолодеешь!».
А начинался её путь в мир танца очень любопытно.

Вначале был бубен
…Малыши дружно плясали под бубен. Девочка, застенчиво выглядывая из-за мамы, зачарованно смотрела на этот незнакомый инструмент, который видела впервые. «Мама! Мне срочно нужен такой же! Хочу на нём играть!». Женщина, в руках которой ритмично звенел бубен, улыбнулась, подошла к девочке и сказала: «Хорошо! Так и быть, будет тебе бубен, если станцуешь». Девочка смутилась и спряталась за маму, но желание получить во что бы то ни стало заинтересовавший её инструмент было настолько велико, что она движенье за движеньем стала повторять нехитрые танцевальные па за тётей, пообещавшей ей бубен. «Да тебе нужно учиться на танцовщицу!» — воскликнула та.
С той встречи прошло ни много ни мало шестьдесят лет. За это время она успела покорить много стран, среди которых Бельгия, Перу, Сирия, Турция, Швейцария, Австрия, Германия, Голландия, Китай, Финляндия и другие, участвовала в сотнях концертов мастеров искусств в родной республике и Союзе. В 1989 году величайший танцовщик всех времён и народов Махмут Эсамбаев присвоил ей на Всесоюзном фестивале эстрадного танца в Кишинёве титул «Мисс Фестиваль», собственноручно приписав: «За элегантность и обаяние».
— Танцевать я хотела всегда, сколько себя помню, — рассказывает Зульфия Кудашева. — В пять лет мама привела меня в сибайский Дом культуры. Она видела меня пианисткой. Но меня больше притягивал танцевальный кружок. Что интересно, той самой женщиной с бубном оказалась руководитель детской танцевальной студии Роза Хайдаровна Сахаутдинова — ныне известный башкирский композитор, на её счету около семисот музыкальных произведений! Так произошла судьбоносная встреча.
Прилежная Зульфия выделялась среди всех детей своим усердием, часто выступала в культурных мероприятиях города. С башкирским танцем «Бишбармак» её пригласили на Челябинское телевидение.
Но заветной мечтой юной артистки было желание танцевать в Башкирском государственном ансамбле народного танца у самого Файзи Гаскарова. Увидев выступление ансамбля во время гастролей в Сибае, Зульфия полюбила Рашиду Туйсину и зрительно «сняла» её танец «Загида», запомнила каждое движение. Теперь мечта превратилась в цель.

Сапожки в залог судьбы
— Семья была категорично настроена против моего увлечения танцами, — продолжает Зульфия Идрисовна, — пришлось окончить Уфимское педагогическое училище. Но однажды к нам в город на сабантуй приехали артисты, да какие — Людмила Лядова, Лев Лещенко, Ильгам Шакиров, Альфия Авзалова, гаскаровский ансамбль народного танца и артисты Башкирской филармонии! Моя страсть к танцу разгорелась с новой силой. Буквально не чуя под собой ног, я летела через весь стадион к высокой статной фигуре художественного руководителя ансамбля танца Хизбулле Зубайдуллину, как молитву повторяя его имя-отчество и отрепетированную речь. А подбежав, напрочь забыла и как величают главного в ансамбле, и свой заранее подготовленный спич. «Я танцевать хочу!» — выпалила с ходу. Видимо, фанатичный блеск в моих глазах убедил Хизбуллу Гумеровича в искренности эмоций, он улыбнулся по-отечески и посоветовал приезжать в Уфу, в филармонию.
Я с воодушевлением собиралась ехать на просмотр в столицу. Мама была тверда: «Не хочу для дочери такой судьбы!» и наотрез отказалась финансировать поездку. Пришлось продать свои новые добротные сапожки, чтобы купить билет до Уфы. Так в 1975 году я тайно от родителей сбежала в Башкирскую филармонию.
Там меня заметила Хазина Магазова, основатель студии при ансамбле танца. Мне посчастливилось работать с выдающимся педагогом и танцовщицей. Хазина Нуриевна меня воспитала и создала наш первый девичий дуэт — две Зульфии: Кудашева и Закирова. Поставила для нас задорный танец «Близнецы», с которым мы выступили на телевидении, а в 1976 году выехали на Дни литературы и искусства БАССР в Каракалпакию. Почти сразу же после этого нас отправили в длительные гастроли в Москву и Казань с коллективами различных театров. Это была очень почётная миссия! Девичий дуэт выступал на Всероссийском конкурсе эстрады в Москве, где мы прошли во второй тур. Именно в этом конкурсе третье место заняла наша Гульсум Хабибуллина. Второе было у Любови Полищук, а первое у Владимира Винокура.
Но моя мечта — попасть в гаскаровский ансамбль народного танца — всё никак не сбывалась. Сначала туда взяли мою напарницу — Зульфию Закирову. Только потом я узнала, что не совсем подходила для них по типажу. Ансамбль танца в нашей республике сродни знаменитой «Берёзке», поэтому все танцовщицы должны быть одного роста, одной внешней фактуры. Моё же лицо показалось им слишком характерным.
И всё же два года моей жизни были отданы этому легендарному коллективу, который научил меня работать. Ежедневные занятия у станка для поддержания формы, постоянные репетиции… Я научилась в ансамбле многому — получать удовольствие от самого процесса работы, открывать для себя новые горизонты в хореографическом искусстве.
Потом я вернулась в филармонию. Как оказалось, мне больше по душе именно сольное исполнение, видимо, в характере заложено быть самой себе хозяйкой. В филармонии для меня эталоном были танцовщики Гульнур Аюпова, Лена Зарипова, Миннур Кульмухаметова, Валентин Салихов, который поставил для меня русский народный танец «Калинку». Здесь я познакомилась со своим супругом Рустемом Кудашевым, он — моя опора и наставник вот уже сорок лет! Рустем, великолепный музыкант и аранжировщик, принимал самое активное участие в моих танцевальных постановках.

Танец соло как исповедь
— В своё время легендарный Махмуд Эсамбаев нам внушал: «Вы — солисты, вы — не антураж!». Приняв эту истину, я с энтузиазмом взялась за новые сольные номера: вальсы, рок-н‑ролл, модерн, популярную тогда ламбаду. Хотелось, чтобы сольный танец стал отдельным жанром, своеобразным мини-спектаклем. Для меня главное — за три минуты исполнения рассказать свою историю, донести до зрителя некий образ. Пришедший из гаскаровского ансамбля Николай Осипов однажды предложил мне совместный танцевальный проект длиной в полноценный спектакль. Так родилась программа «Музыкальный дивертисмент», в которой каждый из нас представил по восемь сольных танцев, не считая дуэтных. Нужно ли говорить, что концерт имел большой успех. Позже мы с Гузель Маминой объездили всю республику с программами «Жизнь и радость — в танце» и «Букет танцев». Долгое время я работала в паре с Маратом Асадуллиным в танцевальном ревю. А с Раулем Зайнуллиным мы выступали в Финляндии в концерте мастеров искусств Башкирии, там каждый из нас станцевал по семь танцев.
Учиться никогда не поздно
— Я всю жизнь танцевала, у меня были наставники и хореографы, а потом вдруг накрыло: а что же будет дальше? И в пятьдесят лет я поступила на хореографический факультет Челябинской государственной академии культуры и искусства. Теперь я сама педагог. Этот новый виток жизни радует и накладывает большую ответственность, ведь я работаю с детьми и подростками, в том числе такими, у которых ограничены возможности здоровья.
***
…Пять лет назад в Башкирской филармонии состоялся юбилейный концерт Зульфии Идрисовны, ставший своеобразным итогом её творческого пути. Но в 2017 году случился камбэк — триумфальное возвращение танцовщицы в филармонические ряды. Именно тогда появился коллектив ведущих мастеров башкирской эстрады под бравым руководством Назифы Кадыровой с красноречивым названием «Легенды эстрады». И с тех пор Зульфия Кудашева продолжает радовать нас своим мастерством, элегантностью и обаянием.

 

Автор — Оксана Иванова