• Учредитель — Министерство культуры Республики Башкортостан
Новости ТАНЕЦ – САМА ЖИЗНЬ

ТАНЕЦ – САМА ЖИЗНЬ

Филармонический мир очень разнообразен. В жанровом контексте это классика, народная песня, эстрада, джаз, рок, рэп… Стены главной концертной организации республики стали вторым домом для певцов, музыкантов, чтецов, музыковедов, артистов оригинального жанра… Но отдельное место в творческой составляющей Башкирской филармонии отведено служителям Терпсихоры!

Артисты балета — люди красивые, изящные, утончённые, интеллигентные, трудолюбивые до седьмого пота и вдохновенные до седьмого неба. За кулисами остаются их прочие достоинства. Но на сцене они — образец грации и мастерства, хранители танцевальных традиций народов мира и страстные пропагандисты танцев Республики Башкортостан.
Весной, в режиме самоизоляции, наши танцовщики отпраздновали свой профессиональный праздник — Международный день танца — очень креативным и проникновенным видеоприветствием в адрес Его Величества Танца.
В Башкирской государственной филармонии имени Хусаина Ахметова к миру хореографии непосредственное отношение имеет не только балетная группа под руководством балетмейстера-постановщика, заслуженной артистки РБ Рамизы Мухаметшиной. Во главе основной концертной организации республики стоит солист, балетмейстер и в своё время художественный руководитель Государственного академического ансамбля народного танца РБ им. Ф. Гаскарова, а ныне режиссёр, народный артист Рес­публики Башкортостан Айдар Зубайдуллин. Айдар Хизбуллович потомственный танцовщик, его родители Фая Сахиповна Гареева и Хизбулла Гумерович Зубайдуллин — солисты и в разные годы балетмейстеры и художественные руководители прославленного «гаскаровского» ансамбля. Каждый из них внёс огромный вклад в сохранение и развитие его традиций.
Сегодня в художественно-постановочной части и в административно-управленческом аппарате БГФ работают профессиональные танцовщики. Двадцать лет — «от звонка и до звонка» — солистом ГААНТ им. Ф. Гаскарова прослужил народный артист Башкортостана Рафис Хайруллин, ныне он главный специалист гастрольного отдела. Режиссёр-постановщик, заслуженный работник культуры Башкортостана Ильшат Галимзянов до этого работал артистом балета и балетмейстером-репетитором фольк­лорного ансамбля песни и танца «Мирас». И как не сказать о главном режиссёре и художественном руководителе эстрады, заслуженной артистке Башкортостана Сулпан Аскаровой…
У каждого из них своя dance-story. К примеру, Сулпан Раилевна хотела стать врачом, хотя танцевала с детства, как и её родители, которые с самодеятельным коллективом выступали даже в Кремле! Волею судеб Сулпан оказалась в Ленинградском институте культуры. Ярким эпизодом на её пути к профессиональному танцу стало знакомство с самим Юрием Григоровичем. На вступительном экзамене по композиции постановки танца она получила твёрдую пятёрку и лестный отзыв от маститого хореографа. В институт поступить не удалось из-за отсутствия опыта классических хореографических навыков — «народница»! Но мэтр, заинтересовавшись интересным композиционным мышлением юной абитуриентки из Башкирии, принял активное участие в её судьбе. Так она была принята в Ленинградское областное культурно-просветительское училище даже без ленинградской прописки. Но Сулпан решила остаться на малой родине… И сейчас, пройдя свой славный танцевальный путь, она успешно реализует себя на режиссёрском поприще, осуществляя художественное руководство самым ярким подразделением — эстрадой! На вопрос «Что всё-таки ближе — танец или режиссура?» Сулпан Раилевна ответила: «Творчество! Главное — творить и наслаждаться самим процессом и тем, что в итоге получилось!».
По признанию действующих артистов балета филармонии, танец давно стал их жизнью! Они обращаются к нему как к наставнику, близкому другу, советчику… И в свой профессиональный праздник они с удовольствием делились воспоминаниями о знакомстве с этим искусством!
Первая встреча «главной по танцовщикам» филармонии — Рамизы Мухаметшиной — с этим удивительным миром была любопытной. Вот что она говорит: «В детстве я мечтала быть актрисой и даже записалась в драматический кружок. На первом занятии педагог показал нам, как правильно падать со стула. Это у меня получалось лучше всех! На втором педагог попросила меня научить детей так же грациозно опускаться на пол. Это повторилось на третьем и четвёртом занятиях… И вдруг я попала в танцевальный класс. Увидела огромное количество зеркал и на всякий случай огляделась — нет ли в этом зале стульев?. Так начался мой танец длиною в жизнь…
В Башкирской филармонии я проработала 22 года солисткой ансамбля танца. Рада, что продолжаю трудиться на этой же сцене в качестве балетмейстера-постановщика. Все мои ученики — солисты, каждый со своим характером, своей изюминкой. Я стараюсь помочь своим подопечным в реализации их творческих возможностей. Мечтаю, чтобы они стали настоящими мастерами сцены».
Солистка балета филармонии, заслуженная артистка Башкортостана Алия Нургалеева в раннем детстве случайно оказалась за кулисами. Это был концерт ансамбля имени Файзи Гаскарова. В её памяти навсегда запечатлелась эта волшебная атмосфера — яркие костюмы, волнение артистов, витающий в воздухе ни с чем не сравнимый аромат сценического грима…
Артистка Элина Шарафутдинова впитала любовь к танцу, как говорится, с молоком матери, ведь её родители более двадцати лет прослужили этому искусству, им аплодировал весь мир. Семейная династия!
Многие танцовщики о своём знакомстве с танцем рассказывают с юмором. У кого-то при этом сорвался дебют выступления в пионерском лагере или школе, как у солистов Рустама Гандалипова и Регины Бараковой, но именно этот случай и дал им запал на будущее! Татьяна Мутафи в детстве была сор­ванцом, и дабы направить её бушующую энергию в нужное русло, девчушку в возрасте пяти лет отвели в танцевальный кружок. Подобная участь ожидала и Венера Кулдавлетова, который целыми днями гонял мяч по двору, пока не разбил соседское окно. Мама, уставшая от сыновьих проделок, решила: пусть уж лучше пляшет. Молодой артист Александр Довганюк из любопытства забежал в хореографический класс, и происходящее там его настолько заворожило, что мальчуган даже не заметил, как пролетело время. Он так и сидел с открытым ртом, пока шли репетиции, а в это время отец и сестра искали его по всему дворцу культуры!
С лёгкой грустью вспоминает ныне заслуженная артистка Башкортостана Евгения Цыпина, как её не приняли в хорео­графическое училище, и всё пришлось начинать с кружка самодеятельности.
Отец Лилии Хазигалеевой, решив, что у дочки талант, повёз её поступать в «географический». Девочка всю дорогу не проронила ни слова — она совершенно не хотела там учиться! Но потом выяснилось, что папа имел в виду хореографическое училище, которое, к слову, девочке понравилось с первого взгляда. И сегодня Лилия — заслуженная артистка Башкортостана, в её творческой копилке не один сольный концерт.
Артистов балета Башгосфилармонии можно с полным правом назвать универсальными танцовщиками. Им подвластны абсолютно все танцевальные жанры, которые они успешно представляют на крупных филармонических концертах, — народные и классические, деми-классика и эстрада, хип-хоп и Street Dance. Замечательные сольные и групповые хореографические постановки балетной труппы удивляют своей яркостью, темпераментом и профессионализмом! Особое место в их творчестве занимают танцы, обрамляющие выступления певцов, музыкантов, чтецов. часто артисты балета становятся полноп­равными участниками действа, являя визуализацию музыкального сюжета.
Сейчас наши танцовщики наконец-то вышли на работу после длительного режима самоизоляции. Несмотря на то, что и в домашних условиях они не скучали, радуя своих зрителей, перешедших в разряд подписчиков, своими креативными и забавными видеороликами, артисты были просто счастливы от встречи друг с другом, со своим балетным залом. Каким дорогим и любимым показался он после вынужденной разлуки!
Соблюдая все меры предосторожности, танцоры рьяно включились в работу. Неудивительно, ведь они задействованы во всех концертах, которые проводятся в филармонии и потому активно готовятся к онлайн-трансляциям и предстоящим программам и проектам!

Автор — Оксана Иванова