• Учредитель — Министерство культуры Республики Башкортостан
    тел: +7(347)280-87-56, email: mkrb@bashkortostan.ru
Новости Аркадий ШИЛКЛОПЕР: «Давайте вакцинироваться музыкой!»
Аркадий ШИЛКЛОПЕР: «Давайте вакцинироваться музыкой!»

Аркадий ШИЛКЛОПЕР: «Давайте вакцинироваться музыкой!»

На минувшей неделе в Большом зале Башкирской государственной филармонии выступил мультиинструменталист, композитор, аранжировщик, импровизатор, единственный российский валторнист, играющий джаз, Аркадий Шилклопер.

Наш гость родился в Москве, получил музыкальное образование в России, проживает в Германии, а выступает по всему миру вместе с известными коллективами и джазменами.
В Уфе он выступил с хозяевами сцены – биг-бэндом БГФ под управлением народного артиста Башкортостана Олега Касимова. Музыкантов связывают длительные творческие отношения: Аркадий Шилклопер с уфимским коллективом выступал как в рамках Международного джазового фестиваля «Розовая пантера», так и с отдельными программами.
На нынешнем концерте наш гость предложил публике совершить вместе с ним небольшое музыкальное путешествие по миру: «В настоящее время мы стеснены в передвижениях и не всегда можем позволить себе поездку в какую-либо страну, и совершить ее нам поможет музыка!»
Прозвучали авторские сочинения двух музыкантов – Шилклопера и Касимова, а также классика в джазе в обработке башкирского бэнд-лидера и современные композиции российских и зарубежные авторов.
«Сверкая доспехами», биг-бэнд БГФ задал настроение концерту. Именно так называется оригинальная композиция Олега Валерьяновича, в которой отчетливо слышался хриплый рев средневековых труб и отголоски рыцарского турнира.
И в подтверждение боевого настроя на сцену вынесли альпенгорн (альпхорн), он же – альпийский рог, как потом мы выяснили у музыканта – длиной в три метра шестьдесят сантиметров. Несмотря на немного грозный вид, звук его был вполне приветливым. Аркадий Шилклопер, который представил весь звуковой ряд уникального инструмента, даже немного пританцовывал, играя, что придало происходящему еще больше позитива.
Поприветствовав уфимскую публику, «человек и музыкант с большим сердцем, которого всегда ждут во всех уголках земли», как представил гостя Олег Касимов, немного рассказал о музыкальных инструментах, которые имеются в его арсенале, а это, помимо представленного, еще и корно пастуриччио, на котором маэстро пообещал сыграть в ближайшее время в совместном концерте с Камерным оркестром филармонии, диджериду – инструмент австралийских аборигенов, самый первый духовой инструмент на Земле. На вечере в филармонии был продемонстрирован кулахорн немецкого мастера Фрица Лютке. Вообще, как оказалось, Шилклопер является музыкантом-испытателем (так называемый индорс), который тестирует созданные инструменты на предмет дальнейшего их функционирования

Побывав вместе с Аркадием Фимовичем сначала на альпийских лугах, потом, ощутив благодаря ему эстетику Америки 30-х годов, слушатели окунулись в балканские напевы – авторское сочинение Шилклопера, именуемое «Фигга»: как признался музыкант, это что-то среднее между фугой и жигой.
Гость много шутил, развлекая публику реальными историями. Одна из них гласит, что некий иностранный господин долго разглядывал «татуировку» на алпенгорне в виде двух букв AS (мастер решил сделать подарок Шилклоперу, выгравировав его инициалы и тем самым поставив метку). Подумав немного, господин воскликнул: «Антонио Страдивари?» «Да, — ответил Аркадий иностранному товарищу, – для настоящих музыкантов Страдивари изготавливал альпийский рог, а для рядовых исполнителей – скрипку!»
Вспомнив великого мастера, оба выступавших музыканта погрузили публику в классику с джазовым акцентом. Совершенно по-новому прозвучала «Маленькая ночная серенада» Моцарта в исполнении джаз-оркестра. Продолжая путешествовать по Австрии вместе с Вольфгангом Амадеем, Аркадий Шилклопер с нашим биг-бэндом исполнил версию для джаз-оркестра из «Свадьбы Фигаро».
Еще одна байка от Аркадия Фимовича вызвала очередной взрыв смеха. В одном из городов Аркадия Шилклопера не успели встретить на вокзале, и он, взяв наперевес свой альпенгорн, сам поехал в гостиницу. Поздно прибывшие встречающие спросили у проводницы поезда: «В вашем вагоне были музыканты?» «Музыкантов не было, – ответила проводница, – а вот хоккеисты были». Действительно, своим видом инструмент отдаленно напоминает клюшку благодаря широкому раструбу.
Но продолжим экскурс по декабрьскому концерту. Одна из композиций гостя была посвящена любимому им киноактеру Робину Уильямсу, так что слушатель очутился в Америке и немного поностальгировал по замечательному артисту.
Далее все присутствующие отправились в родную ныне для музыканта страну – в Германию. Прозвучало несколько произведений, одно из которых посвящено реке Вупель, рядом с коей Аркадий и живет.
Надо сказать, что стиль Шилклопера своеобразен, ни на что не похож, но слушатель с радостью отзывался на все инструментальные пассажи и нюансы, разражаясь аплодисментами.
Добавим: Аркадий Фимович искренне похвалил оркестр под руководством Олега Касимова и выразил восторг по поводу того, что в коллективе много отличных солистов. «Это большая проблема в большинстве джазовых коллективов не только России, но и за рубежом. Их просто нет. А у вас практически каждый артист оркестра – солист! Да еще какой!»
А теперь назовем участников биг-бэнда, солировавших в концерте. Это – Игорь Атапин (фортепиано), Артур Гимаев (труба), Антон Антонов (гитара), Олег Янгуров (бас-гитара), саксофонисты – Олег Касимов, Антон Сальников, Константин Украдыженко, тромбонисты Загир Ласынов и Ильмир Юнусов; Вячеслав Шумилов (ударные)…

Под финал встречи музыкант рассказал о терапевтическом эффекте духовых инструментов (сила духа) и вообще музыки. Музыка – это вибрация, которая имеет врачебное воздействие на человека. «Мы, музыканты, в настоящее время – целители! Давайте вакцинироваться музыкой! Музыка – это вечно!» Утверждение Аркадия Шилклопера фактически стало «восклицательным знаком» всему происходящему на сцене.
Концерт пролетел незаметно, публика настояла на двойном «бисе» и после этого долго не расходилась.
После выступления гость был любезен и ответил на вопросы сотрудников филармонии, коих в большей степени интересовало одно, но главное:
– Аркадий Фимович, насколько нам известно, Вы планировали запись аудиоальбома с одним из биг-бэндов. А подходит ли уфимский джаз-оркестр для этих целей?
– Безусловно, подходит. Идея такая, действительно, есть. Теперь нужна реализация. А ваш оркестр очень вырос профессионально, это я вам точно говорю.
Пожелаем Аркадию Шилклоперу и нашему коллективу совместных проектов. Напоминаем, что один уже запланирован на ближайшее время – вместе с Камерным оркестром Башкирской государственной филармонии под управлением маэстро Касимова, где должен прозвучать другой уникальный инструмент, к слову, собранный для музыканта по его чертежам…
Но это уже следующая история.

Оксана ИВАНОВА.
Фото автора и из открытых источников.