• Учредитель — Министерство культуры Республики Башкортостан
    тел: +7(347)280-87-56, email: mkrb@bashkortostan.ru
Новости Короли мирового свинга на сцене Башкирской филармонии
Короли мирового свинга на сцене Башкирской филармонии

Короли мирового свинга на сцене Башкирской филармонии

Вечером в пятницу, 19 февраля, Большой зал Башкирской филармонии качало! И это не катастрофа и не скандалы, интриги, расследования! Это абсолютно новая программа в проекте «Короли свинга» Биг-бэнда БГФ!
Несмотря на то, что программа проходила под номером три, звучали новые для оркестра произведения.
Впрочем, дадим слово бэнд-лидеру — народному артисту Башкортостана Олегу Касимову: «Мы «перелопатили» кучу нотного материала и подготовили совершенно новую (для нас) и уникальную программу. Мы попытались воспроизвести легендарные пьесы «золотой эры свинга», и кроме упомянутых на афише Глена Миллера, Каунта Бейси и Дюка Эллингтона (этим «монстрам» мы уже посвящали свои выступления), прозвучали такие имена, как Бенни Гудман, Томми Дорги, Чарли Банет, Чик Уебб, Рэй Нобл, Кеб Кэллоуэй, Джимми Лансфорд, Элла Фицджеральд, Клайд Маккой… Мы совершили полное погружение в «золотую эру биг-бэндов!».

Как всегда, Олег Валерьянович сам вел концерт, но, что важно, при работе над программой мэтр настолько углубился в эту историю, что ему было важно поделиться с публикой не только всеми тонкостями и нюансами создания композиций, но и личностью самих создателей. Как известно, эра свинга — это огромный пласт джазовой культуры. Это самый яркий период истории джаза. Его расчёт приходится на 30-40 годы прошлого столетия, когда США погрузились в пучину Великой депрессии. Чтобы хоть как-то отвлечься от проблем люди тотально увлекаются большими ансамблями джазовой музыки, под которые можно было танцевать — биг-бэндами. В тот период насчитывается более 200 известных оркестров, причем, бэнд-лидеры и музыканты их были очень яркими звездами — популярнее джазовых вокалистов.
Конечно же, рассказ начался с Короля джаза Бенни Гудмена, который стоял у истоков создания первых биг-бэндов. Его композицией «Потанцуем»/»Let’s Danc» и был задан ритм всей программе.
В «Hot Liрs» неожиданно прозвучал инструмент казу/kazoo в исполнении известного уфимского трубача Артура Гимаева. Как признался Артур, этот инструмент специально выписывали из… братского Китая)
Далее были интересные истории из жизни и творчества братьев Дорси, причем Касимов находил любопытные факты, к примеру, рассказал о размолвке между братьями на долгие 11 лет, когда Томми пришлось уйти из их общего с братом Джимми оркестра. А всему виной был неверно взятый темп: «Не слишком ли быстровато ты считаешь этот такт?». Эта фраза и стала яблоком раздора. Зато Томми Дорси создал свой собственный коллектив, который возымел успех. В подтверждении прозвучал известный «Opus 1» авторства Томми.
К слову, Том Дорси явил миру талантливого парня, который сделал восемьдесят записей с оркестром за два года! Впоследствии его узнал весь мир — это Фрэнк Синатра, одиннадцать раз становившийся лауреатом премии «Грэмми». Песню мэтра «Pennies from Heaven»/»Гроши с неба» исполнил наш харизматичный Сиявуш Шерматзадэ. Важно сказать, что на концерте был анонсирован трибьют-концерт из песен Синатры, который ожидается в апреле. Сиявуш пообещал не только спеть известные песни мировой звезды, но даже станцевать!
Вернемся к нашим королям свинга. Следующим именем этого жанра стал Чик Уэбб — джазовый барабанщик, руководитель оркестра по прозвищу «Малютка». Согласно данным, рост музыканта составлял 130 см! В его продвижении большую роль сыграл Дюк Эллингтон. Кстати, известен большой батл в клубе «Савойя». Два биг-бэнда — Малютки Уэбба и Бэнни Гудмена сражались между собой, что критики потом назвали знаменитой «Музыкальной битвой века». Произошло это 11 мая 1937 года. Как гласит история, в зал набилось четыре тысячи зрителей посмотреть на бой оркестров, а на улице собралось свыше пяти тысяч любителей джаза, которых не вместил зал «Савойи». У Чика была репутация победителя! Правда, кто выиграл — история умалчивает…
Кстати, в 1935 году Чик удочерил юное дарование, она добилась успеха и после его смерти какое-то время была бэнд-лидером оркестра Уэбба. Речь ни о ком другом, как о небезызвестной Элле Фицджеральд.
По версии музыкального журнала «Metronome», издававшегося с 1881 по 1961 годы, Элла Фицджеральд признана певицей номер один по результатам голосования. Ей было отдано более 90% голосов!
На сцене филармонии прозвучала песня, которая по признанию певицы её преследовала всю жизнь — «A-Tisket-A-Tasket». Исполнила известную композицию Полина Кобец, как её назвал Касимов — «наша Элла».
В её же исполнении прозвучала «The Very Thought of You»/»Сама мысль о тебе» британского композитора и бэнд-лидера Рэя Нобла.
Далее, чтобы немного подсластить атмосферу, оркестр сыграл «Sugar Blues»/»Сахарный блюз», который в свое время блестяще исполнял трубач Клайд Маккой. Башкирским Маккоем стал Фаиз Сабитов.
Не обошлось без чернокожего Графа — Каунта Бейси, одной из самых значительных фигур в истории свинга. Биг-бэнд исполнил его знаменитую композицию » 9:20 special».
Конечно же, была отдана дань, пожалуй, наиболее известному джазовому музыканту XX века — виртуозу-исполнителю, композитору Дюку Эллингтону.
Артур Гимаев виртуозно исполнил композицию мэтра «Парень знакомится с трубой», где уфимский виртуоз-трубач нарочито выводил неумелые звуки и откровенно киксовал! Что поделать — такова концепция музыкального материала) Также прозвучал «Blue Cellophane» для тромбона. Довольно-таки сложную для дыхания композицию исполнил Ильмир Юнусов.
Соло-саксофон мэтра Касимова прозвучал в «Cherokee» американского саксофониста и бэнд-лидера Чарли Барнета.
Также публика послушала не очень известное широкому зрителю джазовое сочинение любимца отечественной публики ещё со времен Иосифа Виссарионовича Сталина — руководителя одного из лучших свинговых оркестров (конец 1930-х — начало 1940-х годов), кавалера Бронзовой звезды (1946, посмертно) Гленна Миллера «Caribbean Clipper».
Большой всплеск эмоций и бурные овации вызвала задорная композиция «Minnie the Moocher»/»Минни-воровка» Кэба Кэллоуэя в исполнении Сиявуша Шерматзадэ, где он интерактивил и с оркестром, и с залом, которые послушно подпевали ему всё, что он смог звукоизвлечь! Это действительно было забавно!
И в финале под сокрушительный шквал аплодисментов прозвучала » Lunceford Special» Джимми Лансфорда.
Концерт состоялся! Программа была очень насыщенной, описать все композиции, а особенно эмоции, испытанные на живом концерте и при живом звуке, просто невозможно.
Хочется поблагодарить всех солистов, а кроме вышеуказанных, это были: Александр Ленков, Антон Бузз, Альберт Хатымов/саксофон, Марат Валеев/труба, Загир Ласынов/тромбон, Игорь Атапин/фортепиано.
Спасибо уфимским линдихоперам Максиму Терентьеву и Аделине Халиковой за замечательное визуальное обрамление концерта. Ведь свинг — это энергичный танец, как сказала бы известная киногероиня.
Напоминаем, 2-4 апреля мы все дружно ждём прибытие «Розовой Пантеры». Но это, как говорится, уже совсем другая история…

завлит Оксана Иванова