Листая прошлого страницы…
1941-1945…
На суровый военный 1941 год приходится рождение музыкально-литературного лектория. Известный московский музыковед и лектор Георгий Поляновский[1], находившийся в Уфе в эвакуации, стоял у истоков создания лектория, возглавляя его с октября 1941 по апрель 1942гг. (до возвращения в Москву) в качестве художественного консультанта. «Со своим планом создания Республиканского лектория по вопросам культуры и искусства я поделился с художественным руководителем Башкирской государственной филармонии, энергичным и инициативным музыкантом Митрофаном Кузьмичом Белоцерковским… Лекторий начинал свою деятельность как детище целой группы организаций, что и было запечатлено на огромных афишах и в компактных анонсах, очень хорошо полиграфически оформленных, что, несомненно, имело и политическое значение. Весь цикл из 30 лекций-концертов, намеченных к проведению по воскресным дням в помещениях Совнаркома и вместительного гарнизонного клуба, на афишах и анонсах был расшифрован даже в деталях».
Участниками первых концертов-лекций стали эвакуированные в Уфу мастера искусств СССР – литературоведы В.Перцов, С.Андреев-Кривич, композиторы Н.Чемберджи, Ф.Козицкий, музыковеды Г.Поляновский, Л.Лебединский, Н.Шумская, оперные певцы Мария Литвиненко-Вольгемут, Зоя Гайдай, Ирина Масленникова, Иван Паторжинский, Алексей Иванов, Константин Лаптев и другие. Вместе с ними выступали башкирские артисты, имена которых сегодня знает вся республика – Бану Валеева, Габдрахман Хабибуллин, Магафур Хисматуллин, Александр Сутягин, Диана Нурмухаметова, Салих Хуснияров, Асма Шаймуратова, Самуил Русинов. Выступления певцов сопровождала виртуозная игра пианистов: это Елизавета Крылова, Вера Кожевникова, Михаил Зайдентрегер, Анна Либерман.
Самую первую лекцию прочитал академик Николай Александрович Семашко, бывший нарком здравоохранения, большой знаток и любитель искусства, музыки, личный друг корифеев советского искусства – Станиславского, Немировича-Данченко и других.
В годы войны украинский поэт Максим Рыльский, прибыв в Уфу, написал стихотворение «В грозные дни». В нем замечательно сказано о дружбе Украины и Башкирии:
Мы сходимся, братаемся мы ныне,
Как путники у общего костра;
Башкирия далекой Украине
Здесь простирает руку, как сестра.
В феврале 1944 года возобновил свою деятельность, прерванную войной, женский хор Башкирской государственной филармонии (руководитель М.Федотов).
Великая Победа 1945 года дала мощный импульс к работе творческих коллективов Башкирской государственной филармонии. Ведущими в искусстве становятся темы войны и мира, победы и веры в светлое будущее. Некоторые артисты, которые приехали в Уфу в эвакуацию, связали с нашим городом всю свою жизнь. Вспомним Полину Семеновну Бабанину, мастера художественного слова, которая не нашла в себе силы вернуться в родной Ленинград – там были похоронены в годы блокады все её родные. Весь свой талант отдала Башкирской государственной филармонии прекрасная пианистка – солистка и концертмейстер, выпускница Киевской консерватории Анна Борисовна Либерман.
[1] Поляновский Георгий Александрович (1894-1983) – советский музыковед, музыкальный критик, заслуженный деятель искусств РСФСР
Продолжение следует…