«От Пана до Сакса», или Мелодии любви, солнца и хорошего настроения
Итак, 26 февраля на сцене БГФ царил удивительный мир музыки ветра от древней флейты Пана (она же – панфлейта или най) до кларнета и саксофона. Причем кларнет насчитывает 320 лет со дня своего рождения, а саксофон – около 180. Погрузиться в чарующий звуковой мир этих духовых инструментов предложил слушателям уфимский мультиинструменталист Евгений Романов.
Программа «От Пана до Сакса», представленная музыкантом, – сборник инструментальных романтических композиций, так называемый Romantic Collection – вечный формат. Посудите сами: именно для панфлейты была написана знаменитая композиция Джеймса Ласта «Одинокий пастух». В ее же исполнении органично звучали «Полет кондора» Даниэла Роблеса и американская фолк-баллада «Дом восходящего солнца».
К слову, о происхождении флейты Пана сложено немало легенд. Наиболее емко эта история выражена в стихах Александры Петровой (в рамках японского сонета):
Пан безответно,
Раз увидав, полюбил
Нимфу лесную.
Стала тростинкой,
Скрывшись от пламенных чувств
В страхе Сиринга.
Выстругав чудо-свирель,
Плакал влюбленный,
Пел он с тоской о любви
Неразделенной.
Кларнет – инструмент родом из Нюрнберга конца XVII – начала XVIII веков – представил не менее лирический, даже настроенческий, репертуар второй половины ХХ столетия: Goodbaye, my love, goodbaye («Прощая, моя любовь, прощай») Лео Леандроса и Клауса Мунро, в свое время волшебно исполненная Демисом Руссосом; красивый медленный фокстрот La Petite Fleur («Маленький цветок») одного из пионеров джаза Сиднея Беше и жизнеутверждающая зацепинская «Так было в мире всегда» из кинофильма «31 июня».
А вы знаете, что прямой перевод названия такого инструмента, как саксофон – «звук, найденный Саксом»? Бельгийский музыкальный мастер Адольф Сакс изобрел оный в 1842 году, и с тех пор его называют инструментом души. Серебристый, бархатный, волшебный голос саксофона в исполнении Евгения Романова подарил удивительно трогательные композиции. Это – The and I Love her («И я люблю ее») из репертуара The Beatles, «Ветер перемен» Максима Дунаевского из кинофильма «Мэри Поппинс, до свидания» и музыкальную тему из телесериала «Долгая дорога в дюнах» Раймонда Паулса.
Духовые звучали не только сольно, но и в тандеме со скрипкой в исполнении известного уфимского музыканта Марата Садриева, а также в качестве сопровождения к яркому вокалу Гульшат Гирфановой.
Проникновенно несла зрителю свои (и автора) эмоции в художественном слове актриса Олеся Исламова.
История создания представленных в программе музыкальных инструментов была красочно поведана музыковедом Анной Брусенцовой.
Режиссер уникального лаунж-проекта – Фархат Гайнетдинов.
Визуализацию и атмосферность концерту придавало оригинальное видео живой природы авторства видеохудожника Виктора Астафьева – к слову, члена Союза фотохудожников республики и Творческого Союза Художников России Международной федерации художников ЮНЕСКО. Его живописные кадры, которые окутывали и уводили за собой, вкупе с великолепной музыкой подарили зрителю позитивный настрой, согрев собравшихся в этот зимний холодный вечер теплом, солнцем и любовью.
О том, насколько понравилась программа, говорит тот факт, что после концерта благодарная публика долго не отпускала Евгения Романова и выразила надежду на новые встречи.