• Учредитель — Министерство культуры Республики Башкортостан
    тел: +7(347)280-87-56, email: mkrb@bashkortostan.ru
Новости В Уфе выступил мультиинструменталист Аркадий Шилклопер
В Уфе выступил мультиинструменталист Аркадий Шилклопер

В Уфе выступил мультиинструменталист Аркадий Шилклопер

Вчера в Большом зале Башкирской филармонии выступил мультиинструменталист, композитор, аранжировщик, импровизатор, единственный российский валторнист, играющий джаз, Аркадий Шилклопер.

Музыкант родился в Москве, получил музыкальное образование в России, проживает в Германии, а выступает по всему миру с известными коллективами и джазменами.

В Уфе инструменталист выступил с хозяевами сцены – биг-бэндом Башкирской филармонии под управлением народного артиста Башкортостана Олега Касимова. Музыкантов связывают длительные творческие отношения: Аркадий Шилклопер с уфимским оркестром выступал как в рамках Международного джазового фестиваля «Розовая пантера», так и с отдельными программами.

На концерте 15 декабря наш гость предложил небольшое музыкальное путешествие по миру:

В настоящее время мы стеснены в передвижениях и не всегда можем позволить себе поездку в какую-либо страну, и в этом нам поможет музыка!».

Прозвучали авторские сочинения двух маэстро – Шилклопера и Касимова, а также классика в джазе в обработке башкирского бэнд-лидера и современные композиции российских и зарубежные авторов.

«Сверкая доспехами», биг-бэнд БГФ задал настроение концерту. Именно так называется оригинальная композиция Олега Валерьяновича, в которой отчетливо слышался хриплый рёв средневековых труб и отголоски рыцарского турнира.

И в подтверждении боевого настроя на сцену вынесли альпенгорн (альпгорн), он же – альпийский рог, как потом мы выяснили у музыканта – длиной в три метра шестьдесят сантиметров. Несмотря на немного грозный вид, звук его был вполне приветливым. Аркадий Шилклопер, который представил весь звуковой ряд рога, даже немного пританцовывал при звукоизвлечении, что придало происходящему ещё больше позитива.

Поприветствовав уфимскую публику, «человек и музыкант с большим сердцем, которого всегда ждут во всех уголках земли», как представил полимузыканта Олег Касимов, немного рассказал о музыкальных инструментах, которые имеются в его арсенале, а это, помимо представленного, ещё и корно пастуриччио, на котором маэстро пообещал сыграть в ближайшее время в совместном концерте с Камерным оркестром филармонии, диджериду – инструмент австралийских аборигенов, самый первый духовой инструмент на Земле. На концерте был продемонстрирован кулахорн немецкого мастера Фрица Лютке. Вообще, как оказалось, Шилклопер является музыкантом-испытателем (так называемый индорс), который тестирует созданные инструменты для дальнейшего их функционирования.

Побывав вместе с Аркадием сначала на альпийских лугах, потом почувствовав на себе эстетику Америки 30-х годов, зритель окунулся в балканские напевы – авторское сочинение Шилклопера, именуемое «Фигга»: как признался музыкант, это что-то среднее между фугой и жигой.

Аркадий много шутил, развлекая публику реальными историями. Одна из них гласит, что некий иностранный господин долго разглядывал «татуировку» на алпенгорне в виде двух букв AS (мастер решил сделать подарок Шилклоперу, выгравировав на инструменте его инициалы и тем самым поставив метку). Подумав немного, господин воскликнул: «Антонио Страдивари?». «Да, — ответил Аркадий иностранному товарищу, – для настоящих музыкантов Страдивари изготавливал альпийский рог, а для рядовых исполнителей – скрипку!».

Вспомнив старинного мастера, оба маэстро погрузили публику в классику с джазовым акцентом. Совершенно по-новому прозвучала «Маленькая ночная серенада» Моцарта в исполнении джаз-оркестра. Продолжая путешествовать по Австрии вместе с венским классиком, Аркадий с биг-бэндом исполнил версию для джаз-оркестра из «Свадьбы Фигаро».

Ещё одна байка от маэстро вызвала очередной взрыв смеха. В одном из городов Аркадия не успели встретить на вокзале и он, взяв наперевес свой альпенгорн, сам поехал в гостиницу. Поздно прибывшие встречающие спросили у проводницы поезда: «В вашем вагоне были музыканты?». «Музыкантов не было, – ответила проводница, – а вот хоккеисты были». Действительно, своим видом альпенгорн отдаленно напоминает клюшку, благодаря широкому раструбу.

Но продолжим экскурс по вчерашнему концерту. Одна из композиций гостя была посвящена любимому актеру Робину Уильямсу с одноименным названием, тем самым, слушатель очутился в Америке и немного поностальгировал по замечательному лицедею.

Далее все присутствующие отправились в родную нынче страну музыканта – Германию. Прозвучало несколько композиций, одна из которых посвящена реке Вупель, рядом с которой проживает Аркадий.

Надо сказать, что «шилклоперовский» стиль своеобычный, ни на что не похожий, но зритель с радостью отзывался на все инструментальные пассажи и нюансы, разражаясь очередной порцией аплодисментов.

Важно сказать, что Аркадий искренне похвалил оркестр под руководством Олега Касимова и выразил восторг по поводу того, что в коллективе много отличных солистов. «Это большая проблема во многих джазовых коллективах не только России, но и за рубежом. Их просто нет. А у вас практически каждый артист оркестра – солист! Да ещё какой!».

А теперь назовем всех участников биг-бэнда, которые солировали в концерте. Это – Игорь Атапин/фортепиано, Артур Гимаев/труба, Антон Антонов/гитара, Олег Янгуров/бас-гитара, саксофонисты – Олег Касимов, Антон Сальников, Константин Украдыженко, тромбонисты Загир Ласынов и Ильмир Юнусов, Вячеслав Шумилов/ударные и другие.

В финале программы музыкант рассказал о терапевтическом эффекте духовых инструментов (сила духа) и вообще музыки. Музыка – это вибрация, которая имеет врачебное воздействие на человека. «Мы, музыканты, в настоящее время – целители! Давайте вакцинироваться музыкой! Музыка – это вечно!». Это утверждение стало «восклицательным знаком» всему происходящему на сцене.

Концерт пролетел незаметно, публика настояла на двойном «бисе» и после этого долго не расходилась.

После выступления Аркадий Шилклопер был любезен и дал нам интервью. Но нас интересовал один вопрос:

– Аркадий Фимович, насколько нам известно, Вы планировали запись аудиоальбома с одним из биг-бэндов. А подходит ли уфимский джаз-оркестр для этих целей?

– Безусловно, подходит. Идея такая, действительно, есть. Теперь нужна реализация. А ваш оркестр очень вырос профессионально, это я вам точно говорю.

Пожелаем Аркадию Шилклоперу и нашему коллективу совместных проектов. Напоминаем, что один уже запланирован в ближайшее время – вместе с Камерным оркестром Башкирской филармонии под управлением маэстро Олега Касимова, где должен прозвучать еще один уникальный инструмент, к слову, собранный для музыканта по его чертежам…

Но это уже совсем другая история.

Оксана Иванова.

В Уфе выступил мультиинструменталист Аркадий Шилклопер

В Уфе выступил мультиинструменталист Аркадий Шилклопер

В Уфе выступил мультиинструменталист Аркадий Шилклопер