• Учредитель — Министерство культуры Республики Башкортостан
    тел: +7(347)280-87-56, email: mkrb@bashkortostan.ru
Новости Замахнулись, так сказать, на Вильяма нашего Шекспира. И не прогадали!
Замахнулись, так сказать, на Вильяма нашего Шекспира. И не прогадали!

Замахнулись, так сказать, на Вильяма нашего Шекспира. И не прогадали!

Жизнь циклична… Недаром говорят: «Все новое — это хорошо забытое старое!» Из новых крылатых выражений я слышала: «Пушкин жив не хуже Цоя!» И мало кто поспорит, что Вильям Шекспир — не только живее всех живых, но и современен, потому что СВОЕвременен всегда!

Рожденный 450 лет назад, автор 154 сонетов, 38 пьес (которые переведены на все основные языки и ставятся чаще, чем произведения других драматургов), 4 поэм и 3 эпитафий, Шекспир «в моде» и по сию пору. И в современном мире английский поэт и драматург из XVI века является самым цитируемым!
Вот и артисты Музыкально-литературного лектория Башкирской государственной филармонии имени Хусаина Ахметова замахнулись на Вильяма, так сказать, нашего Шекспира, представив в одной программе целую палитру жанров в его честь!
Как известно, у Шекспира день рождения и день смерти совпадают — 23 апреля! И в дань памяти великому драматургу, накануне «шекспировской даты», 20 апреля, состоялась премьера программы с лаконичным, но емким названием #ШЕКСПИР.
Рефреном через всю программу шла история героев повести, которой «нет печальнее на свете» — Ромео и Джульетты. Молодые чтецы Олеся Исламова и Данил Гуфранов, органично «вписавшиеся» в колорит Англии эпохи Возрождения, продемонстрировали всю гамму чувств зарождающейся любви в великолепной сцене у балкона (к слову, балконы Органного зала как нельзя лучше подходили для этого). А «спор» домов Монтекки и Капулетти на шпагах (причем было продемонстрировано неплохое владение холодным оружием) не просто возымел успех, а сорвал бурные овации!
Концертное «меню» оказалось богатым! Звучали арии из оперы и хиты из мюзикла и кинофильма «Ромео и Джульетта», старинные английские и ирландские песни, народные и классические композиции XVI-XIX веков. Причем атмосферу шекспировской эпохи подчеркивало исполнение произведений на органе и клавесине с участием ударных, а также дуэта домр — примы и альта. Ни дать ни взять — ансамбль старинной музыки.
В подтверждении слов о том, что Шекспир современен, нужно сказать, что вся программа строилась на соединении «шекспировской» поры с нынешним временем — на сцене одновременно сосуществовала молодежь из Елизаветинской эпохи и XXI века, причем в чем-то перенимая друг у друга манеры.
В программе также звучала музыка, на которую Шекспир вдохновил композиторов всех времен и народов — от Генделя и Гуно до Шнитке.
Зрителя особенно вдохновили современные «мадригалы» на его строки. Согласитесь, любопытно услышать сонеты Шекспира, входившие в репертуар Аллы Пугачевой и рок-группы «Би-2», а также положенные на музыку Микаэла Таривердиева и Сергея Никитина.
Интересны истории создания некоторых из этих вокальных миниатюр, к примеру, «взаимоотношения» английского драматурга с российской звездой эстрады Аллой Пугачевой. Надеемся, каждый из наших уважаемых читателей уж если не смотрел, то хотя бы слышал о фильме «Женщина, которая поет» 1978 года, где главную роль сыграла восходящая к вершинам своей популярности молодая певица! В фильме прозвучали два музыкальных «опыта» неизвестного композитора Бориса Горбоноса. Как оказалось, это был псевдоним самой Пугачевой, которая ступила тогда на композиторскую стезю… Одна из вокальных миниатюр была написана на 90-й сонет Шекспира в замечательном, известном всей стране переводе Самуила Маршака. Она так и называется «Сонет Шекспира». Но на этом творческий дуэт величайшего англичанина и Аллы Борисовны не завершил свое существование! В «послужном списке» Примадонны есть еще один сонет, положенный на музыку и, что самое интересное, тоже исполненный в фильме. Но теперь речь идет о 40-м сонете «Все страсти, все любви мои возьми…». И автором музыки к нему стал Тихон Хренников (это, кстати, единственный опыт сотрудничества Пугачевой и знаменитого композитора). Сей опус вошел в картину «Любовью за любовь» (1983) — музыкальный фильм по мотивам шекспировской пьесы «Много шума из ничего».
А к названию популярной композиции «Ее глаза…» группы БИ-2 есть ссылка — «из Шекспира». Правда, его 130-й сонет, который начинается со строк «Ее глаза на звезды не похожи» весомо отличается от текста песни БИ-2. Музыканты опирались на перевод этого сонета Самуилом Маршаком. А если вы не знаете, то поясним: 130-й сонет Шекспира — особенное, революционное для эстетики Средневековья и Возрождения произведение. Потому что в нем воспевается не идеальная для того времени красота Прекрасной дамы — белокурой, белокожей и томной, а яркой смуглой брюнетки-простолюдинки…
Английская народная песня «Зеленые рукава», известная с XVI века, дважды упоминается в текстах Вильяма Шекспира, в том числе в комедии Виндзорские насмешницы». Советская поэтесса, прозаик, переводчик и бард Новелла Матвеева процитировала фрагмент этой мелодии в своей балладе «Девушка из харчевни», которую некогда помимо самого автора исполняла и Татьяна Доронина.
Премьера музыкально-театрализованной фантазии (примерно так можно охарактеризовать жанр представленной программы) прошла не просто успешно, она раскрыла новые горизонты как для зрителя, так и для самих артистов. Важно сказать, что для каждого из певцов, чтецов и музыкантов это был абсолютно новый материал, где им пришлось «разминать» текст, уходя от собственных уже сложившихся стереотипов, практически «с нуля». Зато усилия того стоили!
Браво артистам! Представим наших героев. Это — Артур Шарипов, Дина Хусаенова, Дамир Таипов, Алия Искужина, Рафис Сирусин, Валентина Топычканова, вокальный ансамбль «Феста».
Музыканты: Ольга Хайруллина (фортепиано), Эльвира Ямалова (орган, клавесин), Айгуль Муслимова (скрипка), Ирина Логинова (домра-прима), Вадим Логинов (домраальт), Адель Киселевская (флейта), Рафаэль Ягафаров (ударные).
Автор сценария и ведущая Виктория Симонова и режиссер проекта Шамиль Сиразетдинов, похоже, изобрели «машину времени», перенеся всех присутствующих сначала в эпоху Шекспира, а затем вернув обратно и подарив уверенность в том, что искусство Мастера вечно потому, что оно вне времени, вне политики, а живет по закону… По закону человеческих чувств!
Именно поэтому в БГФ апофеозом шекспировской истории стала сцена венчания влюбленных, как во всех историях со счастливым концом!

Оксана ИВАНОВА.
Фотография предоставлена литчастью филармонии.