• Учредитель — Министерство культуры Республики Башкортостан
    тел: +7(347)280-87-56, email: mkrb@bashkortostan.ru

Кто платит за музыку?

Мастер-класс - творческая встреча с главным редактором журнала «Джаз.Ру» (www.jazz.ru), преподавателем Академии джаза (Москва) Кириллом Мошковым

Название драматичное, а по-научному эту беседу можно было бы озаглавить примерно как «Модели потребления музыкального продукта в современном обществе». Но ведь за музыку на самом деле всегда кто-то платит. Нам кажется, что в победившем цифровом обществе вся музыка бесплатная, ведь всё можно послушать «Вконтакте» или скачать с торрентов.
Но ведь «Вконтакте» и другие онлайновые службы платят правообладателям за то, что мы слушаем музыку — точнее, платим мы сами, хотя и настолько не напрямую, что чаще всего сами об этом не подозреваем. И да, на каждый музыкальный фестиваль с бесплатным входом приходятся десятки и сотни концертов с очень даже платными билетами. Но за организацию и проведение «бесплатного» фестиваля кто-то платит, причём весьма немалые деньги.
А как же то, что искусство должно быть бесплатным и принадлежать всем?
А вот тут начинается самое интересное. Ведь музыка не производится бесплатно! Музыкант учится играть, и это не бесплатный процесс. Музыкант покупает инструменты, струны, медиаторы и время на репетиционной базе. Музыкант записывает свои песни в специальной звукозаписывающей студии, а студийное время стоит огромные суммы. Ну да, он может сам себя записывать у себя дома, но для того, чтобы результат нам захотелось слушать, ему придётся купить настолько качественные, а значит — дорогие технологии и оборудование, что они могут никогда не окупиться.
А потом начинается процесс маркетинга и дистрибуции — проще говоря, записанная музыка должна как-то попасть к потребителю. А это целая индустрия. Можно всё залить в сеть и не париться? Ха-ха. Знаете, сколько стоит создание и поддержка сервисов типа SoundCloud? И кто же за это платит? А за музыку «Вконтакте», как мы выяснили, платит сама же соцсеть — но не от бескорыстной же любви к нам? А знаете, что музыка на самом деле до сих пор продаётся на физических носителях — компакт-дисках, виниле и даже на компакт-кассетах, причём объёмы этих продаж превышают объёмы легальных продаж цифровых файлов, скажем, в iTunes?
О том, как всё это устроено, как работает, к каким двум моделям сводятся в конечном счёте бесчисленные пути попадания музыки от музыканта к слушателю и при чём здесь социализм и либерализм, рассказывает главный редактор журнала «Джаз.Ру» (www.jazz.ru), преподаватель Академии джаза (Москва) Кирилл Мошков.