Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031

Наши новости

Объявляется набор в Капеллу мальчиков! Государственная академическая хоровая капелла РБ им. Т.Сайфуллина объявляет дополнительный набор в К.....
УҢЫШТАР ТИМУРҒА Дуҫтар, тауыштарҙы йәлләмәйек!.....
«Салават» покоряет мир! Видеосюжет о Детской академии танца "Салават" при БГФ им. Х. Ахметова на телеканале Культура-Россия-.....
С Днем Семьи, Любви и Верности! Поздравление Башкирской филармонии с Днём семьи, любви и верности!.....
Внимание! Конкурс! Башкирская филармония объявляет о проведении конкурсных прослушиваний на должности в хоровую капеллу.....
Объявлен набор в Детскую академию танца "Салават" Детская академия танца "Салават" при Башкирской государственной филармонии им. Х. Ахметова приглашае.....
Башкирский курай зазвучит в Азербайджане Азат Бикчурин представит курай на фестивале в Азербайджане.....
БРАВО, «САЛАВАТИКИ»! В филармонии снова радостная весть! Наши «салаватики» взяли Гран-при Международного фестиваля-конкур.....
Этно-рок группа «Аргымак» выступила в ХМАО В Ханты-Мансийском автономном округе завершается всероссийский фестиваль-марафон «Песни России – 201.....

Опрос

Как Вы оцениваете работу филармонии?

Архив

Статьи

Новости

Полезное

2018 - Год Семьи

2018 год объявлен в Башкортостане Годом семьи

Абонементы

Всероссийский старт продажи абонементов

Подробнее...

ЭЛЕКТРОННЫЕ БИЛЕТЫ

Продажа билетов онлайн

Получить всю информацию о  наличии и стоимости билетов  теперь легко: не выходя из дома,   с мобильных устройств, подключенных к сети Интернет.

Подробнее...

Наш репертуар

Май-Июнь 2018

Наши партнеры

Министерство культуры Российской Федерации

Министерство культуры Республики Башкортостан

Информационное агентство Башинформ

Культурный мир Башкортостана

НовостиКЛАВЕСИН И ВСЁ О НЁМ. Часть III. Клавесин в Уфе

Вернуться назад

КЛАВЕСИН И ВСЁ О НЁМ. Часть III. Клавесин в Уфе

Автор: Башкирская государственная филармония

Дата: 02.03.2017

Сегодня расскажем о клавесине Башкирской филармонии.

Как известно, в 1986 году в Малом зале Башкирской государственной филармонии немецкой фирмой «SAUER» был установлен самый большой музыкальный инструмент – орган (к слову, единственный в республике) для исполнения музыки эпохи барокко и более ранних периодов (Ренессанса и др.).

В этот же год был приобретен клавесин фирмы «LindHolm» (Германия). Часто приезжие органисты в своих концертах использовали и клавесин.

Долгое время филармонический клавесин был единственным в Башкирии. Позже республика стала воспитывать своих специалистов в области исполнительства на органе и клавесине, поэтому ведущие учебные заведения республики – Уфимский институт искусств, училище искусств, ССМК и другие – приобрели этот музыкальный инструмент. Сегодня клавесин звучит и в концертах Национального симфонического оркестра РБ, и на литературно-музыкальных вечерах Мемориального Дома-музея  им. С.Т. Аксакова и др.

 

Историческая справка: В барочной музыке клавесин использовался и как сольный инструмент, и как ансамблевый. На клавесине все краски (тембры) и динамика (то есть сила звучания) заложены в самом инструменте создателем каждого отдельного клавесина. На нем нельзя изменить звучание посредством изменения силы нажатия клавиши. В результате, динамические оттенки в клавесине зависят не от играющего, а от инструментального мастера и композитора. Как пишет выдающийся советский музыкант и теоретик И. Браудо (1896–1970): это качество инструмента «является как бы защитником мотивной жизни сочинения от индивидуальных и часто произвольных воздействий исполнителя». (Для сравнения: на фортепиано искусство интерпретации заключено в богатстве прикосновения-туше, то есть в разнообразии способов контакта исполнителя с клавишей).

Вообще, семейство клавишно-щипковых инструментов включает в себя не только клавесин, но и инструменты – спинет, клавикорд,  вёрджинал. Клавесин выделяется среди вышеназванных инструментов наибольшей величиной и сложностью. В частности в поэзии суть игры на клавесине необычайно точно передана У. Шекспиром в 128-м сонете.

Самые ранние упоминания инструмента типа клавесина фигурируют в «Декамероне» Д.Боккаччо, вышедшем в 1354 году, а также в источнике 1397 года из Падуи (Италия), самое раннее известное изображение – на алтаре в Миндене (1425), первое описание с иллюстрирующими рисунками делает А. Арно де Цволле в 1436 году. Именно с этого времени и начинается победное шествие клавесинов по салонам Европы. Так продолжается до конца XYIII века. Затем на целое столетие интерес к клавесинам  пропадает. Инициатором возрождения инструмента стал А. Долмеч (1896). Тогда же выпуск клавесинов наладили и парижские фирмы Плейель и Эрар. На инструментах этого типа Ванда Ландовска воспитала целое поколение клавесинистов. Это было началом эпохи новой клавесинной эстетики.

 

Композиторы, сочинявшие клавесинную музыку:

Франсуа Куперен Великий
Луи Куперен
Луи Маршан
Жан-Филипп Рамо
Иоганн Себастьян Бах
Иоганн Пахельбель
Дитрих Букстехуде
Джироламо Фрескобальди
Иоганн Якоб Фробергер
Георг Фридрих Гендель
Уильям Бёрд
Генри Пёрселл
Иоганн Адам Рейнеке
Доминико Скарлатти
Алессандро Скарлатти
Матиас Векман
Доминико Циполи

Добавить комментарий
Добавить комментарий
Имя *:
Сообщение *:
Сложите * : 04 + 52

Вернуться назад